Лазутова М.Н., 

советник директора МЦРКПО, д.ист.н.

Находясь дома в самоизоляции как человек, входящий в группу риска, я имею возможность ежедневно следить за событиями в московском образовании. На мой взгляд, сегодня практически везде происходит реализация проективного образования. Проект становится центром решения проблемы обучения в сложившейся нетрадиционной ситуации. У каждого педагогического коллектива, у учителя, воспитателя, родителей появилось стремление найти лучшие механизмы для организации дистанционного обучения. Что происходит с основными участниками образовательного процесcа?  Какие трансформации деятельности каждого из них будут происходить на пороге формирования новой дидактики в обучении?
1. Один из главных моментов – стремительно меняется учитель. Он поставлен в условия неизбежного поиска лучшего решения для мотивации обучения своему предмету дистанционно. Наконец учитель «погружается» в личность каждого ребёнка. Он видит своего ученика с новых сторон, теперь ученик с помощью учителя становится субъектом познавательной деятельности. Ребёнок не только получает знания, интеллектуальную и духовную культуру, но и обогащает ее в процессе обучения. Ученик не только усваивает готовые понятия, задачи, смыслы, но и становиться их источником, добывая информацию самостоятельно. С помощью самостоятельно  «добытого» материала ученик строит свои смыслы, свои представления о предмете, отдельной теме и в целом о мире. Возникает необходимость в критической оценке полученных знаний.
2.  Административные команды образовательных организаций по-новому увидели свою роль в этой работе. Нет необходимости каждый день твердить учителю и воспитателю о работе с использованием информационных ресурсов.
3. Конечно, нельзя не выделить роль родителей. Они сейчас фактически получают педагогическое образование по всем направлениям. Наконец они начинают оценивать роль и значение учителя в жизни своих детей. Родители зачастую не имели полного представления о ежедневной работе учителя, – теперь же обстоятельства поставили их в условия педагогического включения в процесс обучения ребёнка. Многим оказалось это сделать не просто. Только четкая, отзывчивая, последовательная профессиональная работа по моделированию учебного процесса со стороны директоров школ и педагогов и терпеливое включение всех участников образовательного процесса в новые реалии сегодняшнего дня — станут залогом успешной адаптации детей к обучению в условиях новой дидактики.
Хочу сказать, что многие родители оказались в роли педагогов для других родителей, которым было трудно встроиться в новый процесс и понять смыслы и механику дистанционного обучения. Тем самым происходит объективное укрепление родительского сообщества. Мне известны факты, когда родители в шутку задают вопросы директору или учителям, будут ли выданы родителям дипломы о педагогическом образовании.
4. И, конечно, главным в этом процессе по-прежнему остается ученик. Он тоже видит, чувствует и оценивает себя в этом процессе по-другому. Теперь учитель стал еще ближе к ученику, и их общение происходит не через родителей, а напрямую. Это дополнительно дает аргументацию ребёнку, что он равноправный участник процесса обучения, и даже может быть главенствующий. Он не зажат перед всем классом, а раскрепощен, он может ошибиться, и его ошибки не вызовут неудовольствия учителя или личного смущения перед одноклассниками. Если на первых порах начала дистанционного обучения учитель все задания направлял родителям и должен был сначала все объяснить им, то теперь в этом нет необходимости, поскольку дети в естественном порыве самостоятельности довольно быстро перешли на прямое общение с учителем посредством личных мессенджеров. Это привело к колоссальному скачку самостоятельности и личной ответственности ученика. Каждый ученик напрямую направляет выполненное задание учителю, и это формирует абсолютно правильные организационно-личностные качества ребёнка, так как в парадигме цифрового обучения отсутствует возможность упустить домашнее задание, «забыть» тетрадь дома, списать у соседа, надеяться, что тебя не спросят и т.д.
Каждый ученик становится ответственным лично за каждое задание перед учителем. И все ошибки и недочеты в работе исправляются моментально, в режиме онлайн, а не через день-два, когда тема давно пройдена.
Таким образом, принцип ведущей роли совместной деятельности, межличностного взаимодействия, общения через диалог всех субъектов образовательного процесса происходит на наших глазах. На мой взгляд, это неизбежно должно привести к новому конструктору образования и реализации на его основе новой дидактики. Будем анализировать этот процесс и дальше.