Дроботова А.В.,
учитель математики СКОШИ №2

Никогда такого не было, и вот опять! Это я про дистанционное обучение.
Мы учили, конечно, отдельно взятых детишек удалённо. И онлайн подключения к урокам для таких учеников делали, и материалы к уроку им посылали, и выполненные задания по электронной почте получали, проверяли и отсылали обратно. Такой опыт был.
Но чтобы вдруг весь класс целиком, постоянно из урока в урок, изо дня в день: нет, такое мы себе не могли даже представить.

А вот пришлось — и представить, и реализовать.

Прошли первые дни. По полкласса сидело в кабинете, а ещё полкласса учились онлайн. Для меня это выглядело так: полупустой класс, а из ноутбука на первой парте раздаются голоса.
Казалось бы, для учителей не должно быть никакой разницы: как раньше урок вели, так и теперь, как раньше отвечали на вопросы и проверяли выполненные задания, так и теперь. Но почему-то тот факт, что часть запросов, на которые надо реагировать, шла от учеников во плоти, а часть от голосов из ноутбука, вызывал напряжение. И после каждого урока было чувство, будто выжата насухо, как лимон. Пообщалась с коллегами, оказалось, что я не одинока.
Потом все классы перешли на дистанционное обучение. Оказалось, что такие уроки тоже отбирают сил больше, чем обычные. Пытались с коллегами проанализировать: почему же это так выматывает?

Во-первых, сразу стали перенапрягаться связки: на дистанционных уроках говорить приходится больше и громче, чем на обычных. Потом попривыкли, может, лучше научились уже привлекать учеников к живому участию в уроке, может, связки закалились.

Во-вторых, хотя делаешь всё как всегда, всё время напрягаешься, потому что на тебя смотрят. Ученики очень быстро стали отключать свои камеры, и на моём экране ряд аватарок вместо ряда лиц.  На тебя смотрят, а ты не видишь кто и когда. А так как микрофоны учеников часто фонят, ученики выключают микрофон, если не говорят в эту минуту. Поэтому, когда объясняешь тему, не очень понятно: они слушают или все давно ушли от мониторов, и я распинаюсь в пустоту. Непривычно не видеть ответной реакции, не получать мгновенной обратной связи. Я с самого начала предлагала записывать наши уроки и выкладывать на них ссылки. Но в результате записала только один тестовый урок. Записывать уроки постоянно было выше моих моральных сил.

В-третьих, оказалось, что, когда камера с полуметра направлена тебе в лицо, то получаешься на экране какая-то огорчительно некрасивая: синева под глазами, куча морщинок и пятна на лице. Вот так считаешь себя женщиной в целом симпатичной, а тут такое расстройство. Приходится отодвигать ноутбук подальше, чтобы красота виделась на более подходящем расстоянии.

У каждого стресс проявляется по-своему. Я, например, снова, как в первый год работы в школе, стала каждую ночь видеть сны про то, как я веду уроки. Дистанционные. А однажды мне приснилось, что я сплю онлайн. Сплю и понимаю, что меня все видят. Через камеры. Так надо значит спать как-то красиво!
К каждому уроку надо подготовить и прикрепить какой-то материал, который позволит ученикам самостоятельно освоить тему или разобраться ещё раз, если на уроке недопоняли. Подготовка этих материалов занимает чудовищное время. Если, конечно, делать это как следует.
Я к каждому уроку прикрепляла файл в формате Word, где кратко тема, задание на урок с разбором ключевых заданий и ответами к остальным для самопроверки. А ещё домашнее задание.
Проверка домашних заданий отдельная песня. Ученики присылают фото и сканы на почту, WhatsApp, прикрепляют в ЭЖД.
Вот сидишь и уйму времени тратишь, переключаясь между этими тремя программами и отлавливая, и проверяя задания. Да ещё нельзя по электронке красной ручкой что-то выделить, надо себе на бумажке помечать, а потом уж оценку ставить и, если надо, замечания ученикам рассылать. Опять-таки по почте, WhatsApp, ЭЖД.
Можно, конечно, скачать файл, открыть в Paint и там ставить красным плюсы, минусы, замечания набирать, а потом пересохранить и разослать ученикам обратно, но каждую домашнюю работу это нереально делать. Тогда придется не спать по ночам. Это только для контрольной.
После недели таких мучений освоила формы Google. К каждой домашней работе для десятых классов создаю форму, куда ученик вбивает фамилию и ответы на задачи. Ссылочку к домашнему заданию прикрепляю. А форма сразу показывает ученику, что верно, что нет, а ответы мне в сводную таблицу записываются. Оказалось, очень удобно и время сберегает.
А вот дальше новый стресс и новые неудобства: нас, учителей, тоже посадили работать дома. Настроили и выдали рабочие ноуты, и вперёд.
Вести урок математики без доски? И потом, что это: три класса будут у меня дома каждый день согласно расписанию? Виртуально, конечно, но я и так не планировала. Мой дом – моя крепость, и вот пожалуйста!
Особенно здорово, когда мужу тоже надо работать, телефон разрывается, а он не может за компьютер сесть: рабочее место у нас дома одно. И я веду за ним уроки.
Остро не хватает замены доски. Готовлю заранее материалы к каждому уроку, переключаю камеру с себя на экран, чтобы показывать и обсуждать решение, но заранее всего не предусмотришь, приходится разбирать что-то незапланированное. На слух не всегда годится, важна и форма записи. Пыталась писать на листке крупными буквами и показывать в камеру, но видно очень плохо, а уж отдельным ученикам и вовсе ничего не разглядеть.
К счастью, решение подсказала коллега: графический планшет. Заказала, получила, установила нужные драйверы и программы, настроила. Красота! Совсем другое дело!
Опросила самых слабовидящих учеников, говорят, всё чётко видно. Уф, ну вот, можно работать. До сих пор нарадоваться не могу.
Ещё поняла, что с помощью графического планшета могу снимать обучающие видеоролики, т.е. именно то, в чем сейчас такая острая необходимость. Подобрала и установила программу скринкаста, которая позволяет записывать видео с выбранной части экрана компьютера. Научилась править звук и придумала, как вставить титры. Пока сняла три ролика, в ближайших планах еще два.
В будущем году хочу записывать ролики для старшей школы по производным, логарифмам и т.д.

Сейчас прошло полтора месяца нашей дистанционной работы.
Скоро конец учебного года, выпускникам предстоит сдавать экзамены.
Итоги подводить ещё рано, но какие-то впечатления можно попробовать сформулировать.

Как мы, учителя, ни сопротивлялись электронным формам обучения, сейчас, когда было действительно необходимо – нашим ученикам необходимо! – мы собрались с силами и научились. Я сама научилась многим полезным вещам, которые собираюсь и дальше использовать в мирной жизни. Выработались определённые приёмы работы при удалённом обучении. Причём в старших и младших классах свои.
Ещё мы по-новому общаемся с учениками. Стали ещё ближе, что ли. Конечно, без панибратства. Но, когда ученик шлёт тебе на WhatsApp или почту свою работу, а ты лично ему отвечаешь, конечно, возникают личные нотки в общении.
Ещё понятно, что жизнь уже не станет прежней. Мы не сможем откатить назад и сделать вид, что ничего этого не было. Теперь, наверное, все родители захотят, чтобы для детей, находящихся в санатории или проходящих длительную реабилитацию, было организовано дистанционное обучение именно на том высоком уровне, на котором учили всех детей во время карантина. И чтобы к каждому уроку были такие же качественные электронные материалы, как на протяжении этого карантинного времени. И никакие наши отговорки, что это было возможно благодаря огромному волевому усилию со стороны всех учителей, вряд ли помогут. Придётся нам как-то с этим справляться.
Несомненно, большую роль в дистанционном обучении играет использование обучающих сервисов и платформ. Длительная работа с контентом МЭШ помогла мне сформулировать пожелание: если ориентироваться на МЭШ-сценарии для длительного обучения, хотелось бы иметь блоки уроков по темам и главам учебников, чтобы задания уроков последовательно и логично позволили ученикам овладеть всеми нужными знаниями и навыками.
Такие целые линии уроков, связанных один с другим, логически продолжающими друг друга, увязанных в единую систему, позволили бы нам быть более подготовленными к таким ситуациям, как массовое дистанционное обучение.

А что думают ученики?

Когда я немного освоилась с новыми формами учебного процесса, и самые насущные проблемы более-менее разрешились, мне стало интересно: как себя чувствуют в этой ситуации учителя и педагоги — им самим понятно, а как воспринимают всё это наши ученики, те, ради кого мы работаем, насколько им комфортно, что не нравится? И, конечно, волновал вопрос: получилось ли организовать обучение на должном уровне, оправдались ли наши усилия?
Желая это выяснить, я создала опрос для учеников на эту тему. Опрос, конечно, анонимный, ориентированный на учеников средней и старшей школы.

85% опрошенных регулярно выходили на онлайн трансляции уроков.

Плюсами дистанционного обучения сочли следующее:

Уроки те же, зато не надо тратить время на дорогу 76.4%
Домашнюю работу можно делать в электронном виде 47.2%
Уроки стали короче, но более ёмкими 41.2%
Можно отключить камеру, и учителю не видно, во что я одет 41.2%
Можно регулировать время, уделяемое каждому предмету 2.9%
Можно не тратить бумагу, не тратиться на чернила для принтера 2.9%
Освоение ПК, необходимость его использования 2.9%

Минусами дистанционного обучения сочли следующее:

Живое общение с учителем ничего не заменит 41.2%
Раньше было «Мой дом – моя крепость», а теперь школа и сюда добралась 29.4%
Раздражает, что всё время надо всматриваться в экран 23.5%
Надо всё время что-то фотографировать и отсылать учителю 23.5%
Эта система больше подходит хорошо мотивированным на учебу детям 2.9%
Нет нужного оборудования, что затрудняет общение с учителями. Внешние шумы мешают сосредоточиться и сделать задание. 2.9%
Всё время всматриваюсь в экран, что негативно отражается на состоянии зрения 2.9%
Нет живого общения с учителями и ребятами 2.9%
Очень часто проблема с Интернетом, с подключением, и качество связи не всегда хорошее 2.9%
Могут возникать технические проблемы 2.9%

На вопрос «Если представить, что удалённое обучение теперь навсегда, чего бы вам не хватало?» получены следующие ответы:

Живого общения с одноклассниками 58.8%
Адекватной замены доски, чтобы учитель писал, а я видел 55.9%
Можно отключить камеру, и учителю не видно, во что я одет 47.1%
Не хотелось бы удалённой учёбы навсегда 2.9%
Дополнительное общение с учителями 2.9%

На вопрос: «Что Вам особенно понравилось или не понравилось в процессе удалённого обучения, Ваши замечания и пожелания?» — были получены следующие ответы:

Связь на уроках не всегда хорошая, из-за этого приходится часто переспрашивать учителя, но иногда даже это не помогает.

Лучше всего в школе!

Из дома почти невозможно учиться, мотивация пропадает, а с ней и желание учиться.

Понравилось, что учителя дают дополнительные задания в виде интересных сайтов по желанию. То есть если хочешь отточить материал, то это можно сделать на интересных сайтах.

Порой при изучении новых тем информация усваивается хуже, чем вживую, но зато появляется много свободного времени, в которое при желании можно самому разобрать то, что не понял, или же написать учителю или однокласснику, чтобы тебе помогли. Хотя при таком обучении начинает не хватать живого общения, тем более с одноклассниками и своими друзьями из школы .

Больше свободного времени, меньше задают уроков

Мне понравилось то, что не надо собираться в школу и можно учится из дому

Мне не понравилось что из-за того что в Hangounts максимум участников это 10 человек, а в нашем классе 10 человек и ещё учитель, то иногда не возможно зайти.

Было бы неплохо, если протестировать и потренироваться на дистанционном обучении нам пришлось не спеша и до того, как не осталось выбора — учится так или нет.

Мне в принципе понравилось всё, кроме того, что учитель объясняет всё на пальцах, грубо говоря. Вот, потому что нет доски и может быть что-то непонятно. А всё остальное просто «классика».

Материал опубликован с согласия автора.