Как технологии меняют учебный процесс

Просмотров: 779

Егоров С.С.,
директор Школы №356 имени Н.З. Коляды

Сергей Егоров, директор московской школы №356, беспокойно поглядывал на часы. В один из майских дней 2016 года он сидел на совещании по переподготовке, а в его школе с минуты на минуту должен был прозвенеть последний звонок: в актовом зале директора ждали нарядные выпускники, родители и учителя. Решение пришло само собой. Выскочив с совещания, Егоров включил Skype на iPhone, а техники в актовом зале вывели директора на экран. «Я бежал под проливным дождем к машине и поздравлял детей с окончанием школы и началом новой жизни», — вспоминает своё «прямое включение» Егоров.

Электронные журналы, родительские чаты в мессенджерах, интерактивные доски, планшеты вместо учебников и пластиковые карты-ключи — во многих школах информационные технологии давно и прочно вошли в повседневную жизнь. Сергей Егоров решил на этом не останавливаться — статус школы с углубленным изучением информатики обязывает его постоянно внедрять новые «технологические фишечки».

Без бумаг
На рабочем столе в кабинете директора минимальное количество бумаги — лишь тоненькая стопка в черном лотке-органайзере — на подпись. «У меня давно уже нет журналов, ежедневников-календарей, блокнотов», — разводит руками Егоров. Когда он рассказывает о школьной жизни, то для наглядности открывает приложения в iPhone или запускает программы на рабочем компьютере. Так, конечно, было не всегда. Сергей Егоров демонстрирует разработку своих учеников — приложение ShcoolApp. Пятнадцать лет назад Сергей Егоров сам окончил школу №356, а через несколько лет вернулся в родные стены учителем физики.
«Я видел, что пришла пора меняться. У нас школа с уклоном в информатику, а тут отчёты, горы бумаги — как-то не комильфо», — объясняет Егоров.
Первым делом он перевел весь педагогический коллектив на корпоративную почту, а для внутренних коммуникаций установил себе и всем сотрудникам платформу Pyrus — бумажная переписка ушла в прошлое. Егоров показывает, как это работает. Прямо со своего смартфона он создает новую задачу: «Подготовиться к встрече по ученическому самоуправлению» — эта встреча впервые должна транслироваться онлайн на YouTube-канале. Ответственный преподаватель тут же получает SMS-оповещение о новой задаче (в школе действует собственный SMS-центр) и в режиме реального времени через приложение отчитывается о ее выполнении.
«Три года назад я бы записал эту задачу в ежедневник, передал поручение секретарю, она связалась бы с ответственным сотрудником — сотрудник бы стал мне отписываться. Бумажная волокита. Pyrus закрывает все эти задачи», — уверяет Егоров. Учитывая то, что ГБОУ Школа №356 —это несколько объектов, разбросанных на территории района (2 школьных отделения и 4 дошкольных — всего около 1500 детей и 220 сотрудников), вопрос эффективного управления актуален для Егорова так же, как и для директора завода или крупной компании.

Егоров и его команда: заместители директора (слева направо) Ольга Мурашова, Елена Кузнецова, Нина Клевцова .

«Нет никакой спешки и суеты, — подтверждает Нина Клевцова, заместитель директора, учитель математики, демонстрируя на своем смартфоне приложение со списком актуальных задач. — Даже в отъезде Сергей Сергеевич может удаленно руководить всеми процессами в школе одним кликом».

Google в помощь
Конечно, не только Pyrus делает жизнь школы проще. В компьютере у директора знакомый почтовый Google-интерфейс брендирован логотипом 356 школы. У каждого школьника с 8 по 11 класс есть своя корпоративная почта — на каждого учителя или ученика приходится по 30 Гбайт места на сервере.
«На моих уроках дети совсем немного пишут в тетрадях — работают на уроке, а потом я им отправлю материалы презентации на электронную почту», — рассказывает учитель истории, заместитель директора Елена Кузнецова.
На интерактивной доске она выбирает тему «Бунташный век», быстро переключает слайды (на создание такой мультимедийной презентации у Кузнецовой уходит час-два), потом делает скриншоты задания и отправляет на почту ученикам.
Современный урок не мыслим без мультимедийных презентаций — для этого в классе есть интерактивная доска, проектор и компьютер, подключенный к школьному Wi-Fi. В школе — бесплатный Wi-Fi. Он, правда, с «родительским контролем» — блокирует заходы в соцсети и на развлекательные ресурсы, но с засилием гаджетов у школьников Егоров предпочитает не бороться, а применять их для пользы дела. «На своих уроках физики я часто ввожу элементы интерактива — предлагаю ученикам на скорость ответить на задания в приложении Quizlet», — говорит Егоров.
«Облака» помогают победить рутину: с их помощью быстрее и проще собирать, анализировать информацию, например, по заболеваемости гриппом или ОРЗ. «Раньше надо было всех обзвонить, ногами обежать — теперь к 11.00 классные руководители сами заполняют в Google таблицу: сколько отсутствует, сколько болеет, у кого ОРВИ», — объясняет Клевцова. Этажом ниже, на своем рабочем компьютере, директор проверяет сводную таблицу: 35 детей отсутствует, диагноз ОРВИ — только у одного. Значит, карантина нет. Для тех, кто часто болеет, в школе разработали программу дистанционного обучения. И совершенно неожиданно она выросла в совместный проект с Apple.
Виртуальная инвентаризация: на каждой парте, мониторе или проекторе вместо номеров — QR -код. Наведешь телефон — узнаешь всю историю предмета.
Весной 2014 года учителя школы №356 сами сели за парты — представители компании Apple, из Лондонского офиса проводили для них мастер-класс, как работать с платформой iTunes University. Сейчас в iTunes U можно найти более 10 тысяч курсов, больше миллиона образовательных файлов для дистанционного обучения: лекции Стэнфордского и Йельского университетов, Массачусетского технологического института, Оксфорда, МФТИ, РАНХиГС, «Вышки». И с недавних пор — школы №356.
Учителя сами выпустили два десятков курсов — у них уже 25 тысяч уникальных пользователей. Это просветительский проект, школа на нем не зарабатывает, уточняет Егоров. Например, можно дистанционно пройти курс «Астрономии», которого сейчас уже нет в школьной программе. «Сергей Сергеевич проводил для нас дистанционный урок физики — мы получили уведомления, зарегистрировались и из дома прослушали курс и прошли тесты, — рассказал ученик 11 класса. — Это, конечно, намного интересней, чем сидеть в школе на уроке».

Внеклассная разработка
Интерес директора к «технологическим фишечкам» передался и его ученикам, тем более, что они со второго класса изучают языки программирования — Pascal, Basic, С++, а факультативно еще Python и разработку под iOS.
В итоге учитель информатики Денис Каймашников и старшеклассники Владислав Кузнецов, Денис Лаптев, Александр Мишаков сделали приложение для школ — в нем можно найти профайл учебного заведения, контакты директора, расписание уроков, школьные новости, есть возможность заказать справку и т.д.
«Мы разработали платформу для нас, а Сергей Сергеевич предложил проект масштабировать на все столичные школы», — вспоминает старшеклассник Владислав Кузнецов.
Недавно, рассказывает Егоров, его ученики закончили еще один самостоятельный проект — разработали приложение для консульства Италии. Поэтому нет ничего удивительного, что компании начинают отслеживать талантливых ребят уже не со студенческой, а со школьной скамьи. У одного из выпускников есть отложенный контракт c крупным российским интернет-магазином.
«Увидели его работы, хотят вести его в вузе, а потом трудоустроить», — замечает Егоров. Видно, что за своего ученика он очень рад.

Источник

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить