Москва поделилась опытом преподавания русского языка



Просмотров: 628

29–30 марта 2019 года в Москве состоялся всероссийский семинар «Обучение русскому языку в образовательных организациях Российской Федерации: опыт, проблемы, тенденции»…

Сегодня, когда на федеральном уровне большое внимание уделяется вопросам укрепления позиций русского языка в мире и его поддержке как государственного и родного, вопросы развития кадрового потенциала в сфере преподавания русского языка особенно актуальны.
В период проведения семинара в столице собрались представители более 50 субъектов Российской Федерации. Всего в семинаре приняли участие свыше 300 человек. Среди них – специалисты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, представители федеральных стажировочных площадок, руководители образовательных организаций общего и профессионального образования, реализующих программы изучения русского языка, специалисты образовательных организаций дополнительного образования, осуществляющих деятельность по направлению повышения кадрового потенциала педагогических работников, региональные тьюторы, члены предметных ассоциаций учителей русского языка и литературы, специалисты научных организаций, издательств учебной литературы (см. программу мероприятия). 
Соорганизаторами семинара далеко не случайно выступили Московский центр развития кадрового потенциала образования, Единая независимая ассоциация педагогов города Москвы, Общественная палата города Москвы, Школа №1251 имени генерала Шарля де Голля.
«Русский язык – это не только фактор серьёзного образовательного и интеллектуального потенциала наших детей, но и та тема, от которой зависит, и в значительной степени, судьба нашего российского общества и государства. Поэтому вопросы качества преподавания русского языка являются своеобразным каркасом обучения. Любой преподаватель-нефилолог, находясь внутри своего предмета и будучи удалённым от русского языка как предмета, использует его для погружения школьника в мир математики, физики м других предметов, формируя универсальные знания, развивая мыслительные процессы, речь и память», – отметила председатель комиссии по образованию, науке и культуре Общественной палаты города Москвы Мария Лазутова.
«Семинар дал возможность погрузиться в современные речевые практики. Прежде всего мне удалось представить опыт нашей московской многопрофильной школы. Мы работаем с использованием социокультурной среды города. А центральное направление работы – предпрофессиональное. Наша школа неслучайно называется многопрофильной, так как мы стремимся удовлетворить интересы всех ребят. Какие же речевые практики оказываются особенно востребованными в нашей школе? Игровая практика, музейная практика, театральная практика, библиотечная практика, журналистская практика, педагогическая практика и производственная практика. Все они направлены в том числе на формирование важнейшей в современном мире компетенции – коммуникативной»,  поделилась своими впечатлениями Маргорита Бриткевич, директор Многопрофильной Школы №1374.
«На семинаре я представила опыт Школы №1520 имени Капцовых по формированию словарной культуры школьников на уроках и во внеурочной деятельности. При этом очевидно, что формирование словарной культуры – это задача не только учителей русского и иностранных языков. Это задача, которая стоит перед всем педагогическим сообществом в каждой школе. Это моё самое глубокое убеждение! В наше время школьнику как никогда нужен словарь. Потому что дети живут в условиях перенасыщения информацией, и требуется некий авторитетный ориентир, чтобы не запутаться», - сказала директор Школы №1520 имени Капцовых Вита Кириченко.
Во второй день работы семинара в Школе №1251 имени генерала Шарля де Голля прошла практикоориентированная сессия, направленная на раскрытие проблематики преподавания нового предмета в школе – русского языка как родного. По словам директора школы Татьяны Кравец, «московская школа оказывается главным хранителем и транслятором ценностей: город – московская семья – местное сообщество. Общегородские проекты московского образования, в которых Школа №1251 принимает активное участие, предоставляют россыпь возможностей для всех участников образовательного процесса. Поэтому закономерно, что местом проведения всероссийского семинара была выбрана именно наша школа. Изменения, происходящие в современной экономике, ориентируют построение образовательного процесса на формирование у обучающихся новых навыков, таких как работа с людьми, мультиязычность и мультикультурность, межотраслевая коммуникация, которые важны для специалистов самых разных отраслей. Надеемся, что новый курс русского родного языка окажет нам неоценимую помощь в формировании указанных навыков. В чём именно? Разговорит наших детей, коммуникативно раскрепостит и в то же время окультурит речь учеников, познакомит ребят с востребованными, в том числе в рамках профессий будущего, речевыми жанрами. К таким выводам мы пришли в ходе двухдневной работы семинара».
Очень продуктивной была видеоконференция с членами ассоциаций учителей-предметников субъектов Российской Федерации. На связь с участниками семинара вышел Ульяновск и Алтайский.
Кроме того, была реализована насыщенная программа мастер-классов, встреч с авторами учебников. Были рассмотрены актуальные предложения издательств по учебно-методическому обеспечению процесса преподавания русского родного языка.
Семинар показал Москву как город, имеющий единое образовательное пространство преподавания русского языка. К работе семинара были привлечены все центральные городские учреждения столицы. В рамках мастер-классов на практике было представлено, как работает и чем стала МЭШ для учителей столицы. В первую очередь это удобный инструмент, дающий учителю возможность внедрения в повседневную практику огромных образовательных возможностей, связанных с использованием библиотеки, которая включает тысячи сценариев, созданных московскими учителями, электронных пособий, интерактивных заданий, приложений и тестов. Учитель может воспользоваться любым сценарием библиотеки, доработать его согласно образовательным потребностям своего класса; учитель может творить сам, создавать новый контент, реализовать те педагогические задачи, которые перед ним стоят. Кроме того, МЭШ – возможность выстраивать индивидуальную образовательную траекторию для каждого ученика.
По словам Романа Дощинского, начальника отдела социально-гуманитарного образования МЦРКПО, члена Совета по русскому языку при Президенте РФ, «состоялся профессиональный диалог коллег из разных городов России. Семинар стал той площадкой, на которой объединились значимые ресурсы, проекты, до этого считавшиеся во многом достоянием лишь отдельных регионов. В рамках семинара охвачены многие аспекты преподавания русского языка, особенно аспекты преподавания нового предмета – русского родного языка. Разноформатное общение профессионалов помогло выработать ряд актуальных предложений для Министерства просвещения РФ по совершенствованию системы поддержки русского языка – языка межнационального общения, языка возможностей для многих профессиональных сообществ, языка личностного роста любого русскоговорящего человека, проживающего на территории нашей страны и за ее пределами».
Московский опыт получил высокую оценку коллег из разных регионов, признан успешным со стороны профессионального сообщества. Столичные педагоги обменялись контактами со своими единомышленниками из других субъектов, школы навели мосты дружбы, серьезного межрегионального взаимодействия по вопросам преподавания русского языка. Особенно важно, что по итогам семинара были сформированы замечания и предложения, которые, без сомнения, будут услышаны и приняты к сведению ответственными органами. В частности, прозвучали предложения четко дифференцировать ключевые понятия (язык образования, язык обучения и язык изучения), структурировать нормативную правовую документацию о введении родного (русского) языка и родной (русской) литературы, уточнить формулировку, касающуюся выбора родного языка для изучения («в пределах возможностей, предоставляемых системой образования»), а также разъяснить вопрос права преподавания нового предмета. Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации Сергей Пилипенко поблагодарил участников семинара за подготовленные рекомендации.

 

ОТЗЫВЫ: