Уровень квалификации – современный учитель



Просмотров: 367

Профессия учителя требует постоянного совершенствования, регулярного обновления знаний, использования современных технологий и применения наиболее результативных методик. Жизнь не стоит на месте, и сфера образования должна первой реагировать на новые научные, технологические и общественно-социальные вызовы. А изменяющиеся условия требуют от педагога смены его личностных приоритетов, переосмысления профессиональных позиций, обретения новых компетенций...

Миссия нового стандарта образования – в создании условий для перехода от «культуры образовательного процесса» к «культуре образовательных результатов». Это значит, что задачи повышения квалификации современных учителей связаны не только с пересмотром ранее изученных фактов, понятий и закономерностей, обусловленных развитием науки. Они в числе прочего продиктованы особенностями нового социального заказа общества и личности на образование, необходимостью реализации запросов социума выходящих за рамки узких предметных знаний.
Система московского образования – одна из первых, где на смену погоне за количеством подтверждающих квалификацию бумаг, дипломов и сертификатов о прослушанных курсах, пришла практика подтверждения квалификации учителя реальными результатами учеников. Как следствие – количество программ повышения квалификации стало снижаться в пользу их качества. Спросом пользуются только те, которые реально помогают учителям выйти на новый уровень квалификации, обрести новые компетенции.
Сегодня мы рассмотрим несколько примеров наиболее востребованных программ повышения квалификации учителей, которые реализуются в Московском центре развития кадрового потенциала образования (МЦРКПО), и начнем с пула программ, цель которых – повышение предметных компетенций педагога.

Актуализация предметных знаний
Программы повышения квалификации учителей с таким названием были созданы в МЦРКПО по всем гуманитарным и естественно-научным предметам - математике, русскому языку, химии, физике, биологии и пр. Именно здесь учитель получает возможность ликвидировать собственные дефициты в предметной области, отработать вызывающие у него затруднения темы предметного содержания и обновить свою базу знаний по интенсивно развивающимся дисциплинам.
Интересно, что сами учителя часто называют эти программы – подготовкой к ЕГЭ, который они по собственной инициативе сдают в московском центре качества образования. Вы спросите зачем учителям сдавать школьный госэкзамен? Все очевидно. Для того, чтобы понять в какую историю попадает ученик на экзаменах, нужно эту процедуру пройти самому, увидеть, как она выглядит изнутри, разобраться, как ученику правильней распределять время, как сортировать задания по уровню сложности. Очевидно и то, почему некоторые учителя сдавать экзамены опасаются. Ведь если учитель показывает на сдаче ЕГЭ низкий балл, становится понятно, что он не способен подготовить своих учеников к экзамену, а высокие показатели его воспитанников, если они есть, – результат не его работы, а репетиторов или преподавателей дополнительных курсов.
Показательно, что на сегодняшний день все сотрудники МЦРКПО-авторы программ по актуализации предметных знаний также сдали единый госэкзамен в Московском центре качества образования.

- Я посчитала своим долгом прийти и сдать ЕГЭ, - рассказывает Мария Шабанова, начальник отдела естественно-научного образования МЦРКПО, - чтобы прочувствовать себя в роли ученика и более полно понять к чему нужно готовить учителей, реализуя наши программы повышения квалификации. Ведь одна из задач наших программ – подготовить московских учителей к сдаче ЕГЭ по предметам, соответствующим их профилю работы, показать им некоторые приемы подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации, помочь им конструировать задания, разрабатывать методику работы с ними и включать их в свои сценарии уроков.

Важно отметить и то, что программы актуализации предметных знаний рассчитаны на продвинутый уровень обучения. Если учитель хочет поднять свой уровень преподавания до работы в профильном классе, например, в биологическом или математическом, он может достичь цели при помощи этих программ. И здесь, раз уж мы упомянули математические классы, правильно перейти к рассказу о следующей программе.  

Программы подготовки к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (ГИА)
Обойти вниманием эти программы нельзя как минимум по двум причинам. Во-первых, в соответствии с законодательством организация и проведение итоговой аттестации обучающихся возложена на регионы, и именно МЦРКПО по поручению Департамента образования Москвы обучает членов столичных экзаменационных комиссий
А во-вторых, существует пул программ подготовки к ГИА рассчитанный на учителей и концентрирующийся на методиках подготовки детей к успешной сдаче итоговых аттестаций. Поскольку специалисты МЦРКПО ежегодно готовят тех, кто непосредственно обеспечивает экзаменационные процессы, участвуют в проверке экзаменационных работ и в конфликтных комиссиях, они совершенно четко знают на каких заданиях дети чаще всего дают осечки, и какие слабые звенья в полученных школьниками знаниях требуют подкрепления. Исходя из этого, для учителей разрабатываются программы с акцентами на выявленные в ходе экзаменов наиболее трудные темы предметного содержания.

Огромный учительский интерес к данным программам понятен – те, кто изучил этот курс получают возможность качественно подготовить к ГИА своих учеников. Ведь они становятся владельцами утвержденных демо-версий экзаменационных заданий, а также носителями наиболее полных и актуальных знаний по условиям проведения, требованиям и критериям проверки аттестаций.

МЭШ – «Московская электронная школа»
Программы обучения работе в МЭШ – направление топовое. Ресурс не просто вошел в сферу столичного образования, он стал одним из столпов существующей системы. Сегодня, наверное, с МЭШ умеет работать практически каждый учитель. Электронная школа предоставляет педагогам действительно уникальные возможности – от организации дистанционного обучения в том случае, когда ребенок по каким-то причинам не имеет возможности прибыть в здание школы, до использования всего многообразия готовых сценариев уроков из библиотеки МЭШ.
Чему учатся слушатели этих программ повышения квалификации? На начальном уровне – осваивать инструментарий Московской электронной школы, работать с библиотекой, планировать и организовывать работу по подготовке и проведению урочных занятий в МЭШ. Они узнают о дидактических принципах использования информационно-коммуникационных технологий, о педагогическом дизайне урочного занятия, учатся отбирать атомарный контент для использования в урочной деятельности.
Далее идут программы углубленного и продвинутого уровня. Здесь получают знания те, кто стремится создавать собственные сценарии современных уроков в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов.
Есть уже сложившаяся система финансового поощрения учителей за использование МЭШ. Это ежемесячная надбавка для учителей-пользователей, и гранты для авторов сценариев наиболее востребованных уроков. Учителя, которые стремятся стать грантополучателями, приходят в МЦРКПО на продвинутые программы потому, что на курсах созданы все условия прохождения пути от идеи до готового сценария. Специалисты центра действительно изучили МЭШ вдоль и поперек, они знают где искать востребованные уроки, по каким темам готовых уроков нет, а какие являются самыми сложными по конструированию. Например, особым спросом сегодня пользуются сценарии межпредметных занятий. Подготовить урок на конвергентных принципах, охватывающих и интегрирующих различные области знаний, – задача насколько интересная, настолько и не простая. Преподаватели МЦРКПО помогают в разработке таких сложных и дефицитных уроков, проверяют их методическую грамотность для прохождения модерации в Городском методическом центре.

Функциональная грамотность
Раз уж мы упомянули конвергентные подходы в образовании, самое время рассказать о программах повышения квалификации учителей, нацеленных на повышение функциональной грамотности ребенка – его умения применять полученные знания в решении прикладных задач.
Наверное, объяснить, как это работает, проще всего на примере Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).  Россия в целом, и Москва отдельно, как мегаполис, принимают участие в этих исследованиях ежегодно. И если на уровне страны наши результаты - в третьем десятке, то Москва уже в несколько лет подряд по уровню образования стабильно входит в тройку сильнейших мегаполисов мира.
PISA оценивает успехи в области образования по совершенно иным критериям, чем российский учебный план, в значительной степени основанный на предметном содержании. В ходе исследования школьники решают задачи различных уровней сложности. И если на первых уровнях ученик просто репродуктивно применяет свои знания, то на высших он должен суметь применить их в творческих, нестандартных задачах. Самые сложные задания PISA требуют интеграции знаний из разных предметных областей – применения того самого конвергентного подхода, который стирает междисциплинарные границы и позволяет взглянуть на задачу комплексно. Натаскать школьника на решение задач PISA невозможно, чтобы отвечать на вопросы по читательской, математической и естественно-научной грамотности, нужно этой грамотностью обладать.
В исследовании PISA очень много заданий, когда ученику дается для ознакомления текст, по которому затем задаются вопросы. Через полученные ответы делаются выводы о том, умеет ли ребенок искать в тексте ответы на поставленный вопрос, анализировать текст, структурировать информацию, способен ли он отделить главное от второстепенного.
Все это выходит за рамки нашего традиционного системного школьного обучения. И чтобы учить ребенка функциональной грамотности, педагоги должны пройти этот путь сами, погрузиться в атмосферу PISA-подобных заданий и перестроить свою профессиональную деятельность от трансляции знаний к деятельностной парадигме, которая позволит ученику выйти из школы не просто с багажом знаний, а с умением учиться и саморазвиваться.
Достигается такое умение только проектной деятельностью в школе, которая в большинстве случаев строится на межпредметной основе. Поэтому данные программы повышения квалификации рассчитаны как на обучение учителей-предметников отдельно, так и на работу со школьными командами. Ведь если учителя у себя в школе не объединяются, профессионально не общаются, решить конвергентные задачи практически невозможно. На супер-результат учителя должны работать совместно.

Инклюзия
Завершим мы наше знакомство с программами повышения квалификации московских учителей одной из самых востребованных на сегодняшний день программой, нацеленной на развитие инклюзивного образования.
По закону об образовании родители имеют право отдать ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не в специализированную школу, а в общеобразовательную. Инклюзивное образование подразумевает доступность общего образования для всех, в том числе и для детей с особыми потребностями, дает возможность для организации совместного обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений.
Для того, чтобы ребенок с ОВЗ учился в обычном классе, для него нужно разработать особую программу обучения. Профессиональные стандарты предписывают учителю владеть инклюзивными методиками, но в базовом педагогическом образовании, которое учителя получают в вузах, такого содержания нет вообще. Учителя-предметники этому не обучаются, они не дефектологи. Кроме того, есть еще одна нуждающаяся в специализированном подходе категория детей, которых называют детьми с разными образовательными потребностями. В основном это дети мигрантов, которые плохо говорят на русском языке, для которых русский язык – иностранный.
Чтобы разработать адаптированную программу учителю надо знать физиологические и психологические особенности таких детей, понимать, как ребенок воспринимает информацию, как к нему обращаться, может ли он работать в группе, какими должны быть для него домашние задания, и еще множество вопросов. Необходима серьезная психолого-педагогическая подготовка учителя, который должен правильно воспринять такого ребенка, создать благоприятную среду в детском коллективе, нивелировать возможное сопротивление некоторых родителей одноклассников. И именно поэтому в МЦРПКО такой огромный спрос на обучение по этим программам.
Сегодня обучающие материалы по большинству программ повышения квалификации можно отыскать в сети интернет. Все учебные материалы МЦРКПО также хранятся в открытом доступе. Но чем больше учителя погружаются в ту или иную задачу, тем больше вопросов у них возникает, тем сильнее растет потребность в специализированных курсах.
Следует особо подчеркнуть, что на всех перечисленных в этой статье программах лежит четко выраженный отпечаток специфики мегаполиса. И отчетливее всего он проявляется в запросах на продвинутые программы. Учителя мегаполиса, освоившие инструмент МЭШ, уже не нуждаются в начальном уровне. Они ищут новые уровни сложности. Именно поэтому, в перечне Московского центра развития кадрового потенциала образования практически не осталось традиционных законсервированных программ. В каждой из них – высокий процент новизны, продиктованный актуальностью стоящих перед программой задач.