Миасс: обеспечение региона квалифицированными кадрами и организация воспитательной работы

Просмотров: 162

21-22 марта 2019 года команда директоров и педагогов московских школ №1095 и Многопрофильного комплекса «Бибирево» посетила город Миасс Челябинской области, где в течение двух дней знакомилась с системой образования и опытом образовательных организаций промышленного центра России.

Система образования Миасского городского округа

В Миасском городском округе 36 общеобразовательных организаций, из них: казённых - 22, бюджетных - 4, автономных – 8. В муниципальной образовательной системе созданы условия для обучения детей с высоким интеллектуальным потенциалом, функционируют 1 лицей и 2 гимназии. В 10 образовательных организациях открыто 42 профильных класса. При этом предпочитаемыми профильными направлениями у обучающихся являются физико-математическое, информационно-технологическое и социально-гуманитарное.

В Миасском городском округе функционирует ряд крупных предприятий:

  • УралАЗ, где с 1941 года ведётся производство грузовых автомобилей и вахтовых автобусов марки «Урал»;
  • Государственный ракетный центр, где с 1947 года организована разработка ракетно-космической техники;
  • НПО электромеханики, где с 1958 года производятся датчики, системы контроля инерциальных навигационных систем;
  • Миасский машиностроительный завод, где с 1959 года производятся компоненты ракетных систем, кондитерского оборудования, нефтехимического и светодиодного оборудования;
  • Миасский завод медицинского оборудования, на котором с 1990 года ведётся производство стерильной продукции.

В связи с этим перед системой образования Миасского городского округа стоит непростая задача - обеспечить предприятия своего региона квалифицированными кадрами, с чем они успешно справляются.
В городе также расположены 65 организаций дошкольного образования, которые реализуют программы «Развитие», «Школа 2100», «Детство», «Радуга». В образовательной сети городского округа имеются 2 образовательные организации для детей с особыми образовательными возможностями и 1 организация дополнительного образования (Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества «Юность» имени академика В.П. Макеева»). В городе действуют 3 филиала высших учебных заведений и 14 СПО.

Приоритетными направлениями и задачами развития системы образования города являются следующие:

  • развитие единого воспитательного пространства;
  • обеспечение условий для обучения в соответствии с ФГОС;
  • обеспечение перехода на проектный метод управления;
  • обеспечение выполнения мероприятий в рамках региональной системы оценки качества образования;
  • формирование здорового образа жизни через организацию сбалансированного питания, обеспечение качественного медицинского обслуживания, организацию психолого – педагогического сопровождения, проведение спортивных соревнований и туристических мероприятий, профилактику употребления психоактивных веществ, профилактику суицидального поведения обучающихся, профилактику дорожно-транспортного травматизма;
  • формирование доступной среды.

В рамках реализации концепции развития естественнонаучного и технологического образования «ТЕМП» в городе с 2017 года работает образовательный IT-парк «Техноторий», созданный с целью увеличения охвата детей дополнительным образованием в рамках технического направления для дальнейшего выбора обучающимися инженерных профессий и их трудоустройства на ведущие предприятия города.
В Миасском городском округе создано научное общество для обучающихся всех возрастных категорий, участники которого представляют результаты своей проектно-исследовательской деятельности на Фестивале научно-исследовательских и проектных работ «Первые шаги в науку», Научно-практической конференции обучающихся 5−8 классов, Научно-практической конференции обучающихся 9−11 классов «Интеллектуалы XXI века».
Образовательные организации используют в работе различные ресурсы города и области в целом, такие как Естественно-научный музей Ильменского минералогического заповедника, комплекс купеческих зданий «Дом купца Смирнова».
Обучающиеся города активно участвуют во Всероссийской олимпиаде школьников и областной олимпиаде школьников, в движении Worldskills и Juniorskills, а также в чемпионате «Абилимпикс».
В Миасском городском округе действует автоматизированная информационная система «Образование» (модуль «Сетевой город. Образование») для ведения электронных журналов и дневников.
На базе Лицея №6 педагоги города Миасс и других районов Челябинской области проходят курсы повышения квалификации в рамках взаимодействия с Челябинским институтом переподготовки и повышения квалификации работников образования.

Школьный музей военно-морской славы как звено системы воспитательной работы школы

В Школе №18 действует школьный музей военно-морской славы. Начинался он, как и большинство школьных музеев, с нескольких экспонатов, подаренных идейным вдохновителем, лауреатом Государственной премии СССР В.М.Попсуем, чья трудовая биография была связана с высокотехнологичным оборудованием для подводных лодок. Идею развили  единомышленники, в том числе работники Миасского машиностроительного завода, которые и по сей день, являясь социальными партнёрами школы, пополняют коллекцию музея. Экспозиции вызывают у жителей Миасса особый интерес, так как представленные экспонаты связаны с теми, о ком они знают не понаслышке, с кем знакомы лично. В работе музея принимают непосредственное участие и сами школьники. Ребята занимаются поиском новых материалов, которые нередко обнаруживаются в семейных архивах. Музей играет значимую роль в системе патриотического воспитания.

Единая естественнонаучная среда

Лицей №6 выстраивает свою деятельность в соответствии с единой логикой организации образовательного пространства, предоставляя ученикам возможность выбора собственного образовательного маршрута на различных этапах обучения, соблюдая при этом принцип преемственности. Директор лицея Елизавета Дмитриевна Полякова представила концепцию единой естественнонаучной среды - различные модели подготовки учащихся с 1 по 11 классы по предметам физико-математического, информационно-математического и естественнонаучного цикла на основе оптимального сочетания урочной и внеурочной деятельности с использованием возможностей предметных лабораторий «Начальная школа – школа развития» и «Физика». Педагоги реализуют в своей работе практико-ориентированный подход, уделяя большое внимание отработке практических навыков по предметам естественнонаучного цикла. Учащиеся проходят по пути познания от простого эксперимента в начальной школе до лабораторного практикума на старших классах. Особое внимание педагогический коллектив уделяет проектно-исследовательской деятельности обучающихся всех возрастных групп (например, проекты по информационным технологиям, математике и физике).

Предметная лаборатория ОРКСЭ как образовательная траектория

Второй день визита прошёл в стенах Гимназии №26. Все интерьеры здания тщательно продуманы и являются неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Директор Илья Абрамович Герштейн представил программу воспитательной деятельности «Патриот» по формированию духовно-творческой личности. Образовательная организация является ресурсной площадкой. Здесь функционирует предметная лаборатория «Духовно-нравственное воспитание в рамках реализации ФГОС, включая введение ОРКСЭ». Педагоги разработали методический инструментарий, который используется преподавателями ОРКСЭ всей Челябинской области. Коллектив образовательной организации целенаправленно работает над формированием уважительного отношения к культурным и религиозным традициям многонационального народа России. Учитель начальной школы Елена Владимировна Харина (победитель муниципального этапа конкурса «Учитель года-2019) представила урок в рамках модуля «Основы мировых религиозных культур». Не меньший интерес вызывают проектные работы учащихся 4-х классов, посвящённые Храму Богоявления Господня города Миасса и традициям празднования Пасхи.

В ходе профессионального диалога представители образовательных организаций и Управления образования Миасского городского округа проявили интерес к проектам Департамента образования и науки города Москвы и готовность использовать опыт столицы в своей работе. Обсуждались возможные направления сотрудничества и профессионального взаимодействия. Итогом поездки команды московских школ в город Миасс стало подписание Соглашения о сотрудничестве между Департаментом образования и науки города Москвы и Управлением образования Администрации Миасского городского округа и Меморандума о намерениях сотрудничества. Коллегам из города Миасса было предложено продолжить диалог в рамках Международного московского форума «Город образования-2019».