Иркутск: территория детства, конвергентное образование и формирование профессиональных ориентиров учащихся

Просмотров: 377

С 19 по 23 ноября 2018 года директора и педагоги Школы №1329 и Романовской школы города Москвы познакомились с образовательными практиками Иркутска.

20 ноября 2018 года в ходе пленарного заседания «Иркутск – город возможностей» начальник Департамента образования администрации города Иркутска Костин Александр Константинович рассказал о реализации муниципальной программы «Иркутск – территория детства на период 2013-2020 гг.» Программа имеет такие направления, как развитие дошкольного, общего и дополнительного образования, формирование безопасного образовательного пространства для всех участников учебного процесса, развитие кадрового потенциала муниципальной системы образования и совершенствование механизмов использования финансовых и материально-технических средств для обеспечения деятельности муниципальных образовательных организаций города Иркутска. «Основная цель деятельности Департамента образования администрации города Иркутска – обеспечение условий и правовых гарантий для реализации конституционного права граждан на получение качественного общего и дополнительного образования», - отметил Костин А.К.

В рабочую программу визита московской делегации входило посещение образовательных организаций и учреждений дополнительного образования Иркутска, а также Байкальского международного салона образования. На примере образовательных организаций Иркутска - дошкольных учреждений №158; №186; Школы №19; Лицея ИГУ; ЦО №47; Школы №64; Дворца детского и юношеского творчества; Дома Учителя и СДЮШ «Юность» - наша команда познакомилась с особенностями дошкольного, школьного и дополнительного образования.

Реализация концепции математического образования
Лицей Иркутского государственного университета обеспечивает высокое качество образования на уровне основной и средней школы, высокие результаты ОГЭ и ЕГЭ. Образовательная программа Лицея ИГУ носит инновационный характер и направлена на развитие и творческую самореализацию детей. Исследовательская работа ведется по направлениям:

  • индивидуальные учебно-исследовательские проекты;
  • групповые инженерные, экологические, экономические и социальные проекты.

Результат - Лицей является одним из лидеров по количеству победителей и призеров регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников, входит в ТОП 200 лучших школ России.

Конвергентный класс в Сибири
Программа конвергентного образования для 8-9 классов запущена в школе №19 в сентябре 2017 года, включает в себя два направления: изучение физики, математики, химии, биологии, информатики, английского языка и проектная деятельность на базе школьной проектной площадки, где лекции и занятия сочетаются с дистанционными формами обучения. На базе школы реализуется общегородской проект «Школьный планетарий».

Формирование профессиональных ориентиров учащихся Работа в Центре образования №47 ведётся с позиции расширения образовательного пространства школы за счёт интеграции общего и дополнительного образования как условие реализации ФГОС. ЦО №47 города Иркутска – это образовательный комплекс, в состав которого входят: общеобразовательная многопрофильная школа (реализуются программы изучения предметов, предпрофильной подготовки и профильного обучения, открыты классы повышенного уровня образовательных программ – лицейские и гимназические); спецкурс обучения на иностранном языке (китайский язык); центр дополнительного образования с пятью отделениями: вокальным, хореографическим, художественно-прикладным, театральным, спортивным; детский культурный центр «Дружба»; детский оздоровительный лагерь «Байкал»; школьная телекомпания «Лицей». За творческий поиск, успехи в обучении и воспитании учебному заведению неоднократно присваивалось звание «Школа года», школа вошла в десятку финалистов Всероссийского конкурса «Лучшие школы России», а также в число победителей конкурса на государственную поддержку образовательных учреждений, внедряющих инновационные программы.

Робототехника
Школа №64 является ресурсной площадкой по робототехнике, школьные команды которой успешно участвуют в робототехнических состязаниях. Материально-техническая база школы позволяет предложить школьникам и дошкольникам более 20 тематических кружков и факультативов в рамках дополнительного образования. В рамках реализации программы «Школа социальной активности личности», Школа №64 является лингвистической площадкой Департамента образования администрации города Иркутска по углублённому изучению немецкого языка, активно развивает направления международного и межрегионального сотрудничества. Ведётся спецкурс обучения на иностранном языке (английский язык).

Дошкольное образование
В дошкольном учреждении №158 были представлены педагогические практики «погружения», обеспечивающие контекстный тип обучения детей раннего возраста, а в дошкольном учреждении №186 была продемонстрирована работа с воспитанниками по направлению «Экологическое экспериментирование и робототехника как эффективные технологии развития инженерного мышления дошкольников».

Дополнительное образование
Дворец детского и юношеского творчества рассматривает дополнительное образование как важнейшее условие позитивной социализации и интеграции обучающихся. Направления работы в рамках дополнительного образования - издание детского литературно-познавательного журнала, работа по проекту «Российское движение школьников» (РДШ), волонтёрство, профориентационные проекты «Будущая профессия», образовательные брифинги. Дворец является ресурсной площадкой и методическим объединением по безопасности дорожного движения с действующим отрядом «Юный инспектор дорожного движения».

Международные проекты
Иркутск - победитель конкурса инновационных германо-российских проектов Администрация города Иркутска сотрудничает с городами Монголии (астрономия) и Китая (лингвистическое направление).

Справочно:
В Иркутске аккумулирован большой экономический, культурный, научный и образовательный потенциал, что свидетельствует о значимости Иркутска в обеспечении конкурентоспособности. Работа муниципальной системы образования направлена на обеспечение доступного качественного образования, соответствующего потребностям гражданина, общества и государства, как условие позитивной социализации обучающихся. Сегодня система образования города Иркутска представлена 16 вузами, 73 общеобразовательными школами, двумя вечерними и одной школой-интернатом, 16 муниципальными учреждениями дополнительного образования. Функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент образования администрации города Иркутска.