Петрозаводск: полисистемность, многопрофильность, этноориентированное языковое образование

Просмотров: 326

С 12 ноября по 14 ноября 2018 года директора и педагоги Школы №1420 и Московской международной школы посетили город Петрозаводск, столицу Карелии, край с удивительной природой и богатой историей, раскинувшийся у берегов Онежского озера.
Главной задачей системы образования Петрозаводска является организация условий доступности гарантированного государством образования соответствующего уровня, типа и вида на основе согласования образовательных потребностей населения и возможностей местного самоуправления.

Полезные практики

  • Полисистемность округов - формирование единой социально-культурной среды микрорайона путём включения в работу округа детских поликлиник, библиотек, музыкальных и спортивных школ, общественных организаций и т.д.
  • Музейно-педагогические программы.
  • Многопрофильность, слияние учреждений дополнительного и основного образования.
  • Сетевое взаимодействие.

Итоги партнёрского визита в цифрах и фактах

  • Очно посетили 4 школы и 1 учреждение дополнительного образования г.Петрозаводска: Академический лицей, Школа №2 «Источник», Державинский лицей, Петровская школа, Дворец творчества детей и юношества.
  • Заочно познакомились с системой работы 3 образовательных организаций г.Петрозаводска: Школа №10 им. А.С.Пушкина, Гимназиия №17 им. П.О.Коргана, Петрозаводское Президентское кадетское училище.
  • Участвовали в 3 семинарах: «I Межрегиональный научно-практический семинар «Образовательные возможности без границ», «Эффективные практики организации внеурочной деятельности в рамках этнокультурного компонента образования», «Организация профильного образования»
  • Стали гостями конференции обучающихся школ г.Петрозаводска, Санкт-Петербурга, Москвы «Академические чтения»
  • Посетили 7 открытых уроков в рамках межрегионального семинара «Образовательные возможности без границ» по теме «Учебно-исследовательская деятельность на уроке в соответствии с ФГОС»
  • Участвовали в 2 круглых столах.
  • Познакомились с 5 школьными музеями
  • Участвовали в официальной встрече представителей Мэрии г.Петрозаводска, директоров образовательных организаций города и делегаций московских школ
  • Заключили 3 соглашения о партнёрстве - с Академическим лицеем, Средней общеобразовательной Петровской школой и  Гимназией №17 им. П.О.Коргана
  • Подписали соглашение о сотрудничестве между Департаментом образования города Москвы и Комитетом социального развития Администрации Петрозаводского городского округа
  • Познакомили коллег с проектами ДОгМ: «Московская электронная школа», «Субботы московского школьника», «Урок в музее», «Профильные среды», «Эффективная начальная школа», «Математическая вертикаль», «Московский образовательный» и др.

Полезный опыт

Многопрофильное образование. Заслуживает внимания образовательная деятельность «Академического лицея», который, являясь многопрофильной школой, на протяжении нескольких лет реализует программы углублённого изучения предметов. Так, в начальной школе это иностранный язык; в основной – математика, английский, информатика и технология; в старшей школе «углубляются» ведущие предметы в рамках филологического, физико-математического, социально-экономического профилей. Лицей является Ресурсным центром развивающего обучения муниципальной системы образования, базовой площадкой Центра развития образования.

Школа-вуз. «Державинский лицей» активно работает над осуществлением предпрофильной подготовки учащихся 7-9 классов и профильной подготовки учащихся 10-11 классов по направлениям: информационно-технологическое, информационно-математическое, конструкторско-технологическое, медико-биологическое, социально-гуманитарное, социально-экономическое.
В целях качественной довузовской подготовки обучающихся и для проведения ранней профнавигации к работе в лицее привлекаются преподаватели и специалисты Петрозаводского государственного университета и Карельского научного центра РАН, которые являются стратегическими партнёрами лицея по реализуемым в ОУ профилям и направлениям. Внеурочная деятельность и дополнительное образование в школе также нацелены на реализацию данной задачи: в лицее существует ученическое конструкторское бюро «Сампо», радиостудия «Держава FM», киноклуб «Держава», издаётся газета.

Музейная педагогика. Петрозаводские учителя накопили огромный опыт в музейной педагогике. В школе №2 «Источник» военно-патриотический «Музей дедов», этнографический музей «Крестьянская изба» являются не только важными воспитательными проектами, но и платформой для создания научно-исследовательских ученических работ, различных социальных практик. Музей Великой Отечественной войны, реализуя программы «Сыны Отечества», «Подвигу верны», проводит различные тематические конкурсы, выставки, праздники, вовлекая обучающихся в социальную жизнь города, в том числе, в волонтёрство. А этнографический музей с интерактивным выставочным пространством сформирован на базе школы как научно-экспериментальная площадка Республиканского детского музейного центра по совершенствованию традиционных и апробации новейших технологий в области музейной педагогики.

Интеграция основного общего и дополнительного образования также находится в зоне внимания карельских коллег. Интересен опыт «Петровской школы», которая, располагаясь в здании «Дворца творчества детей и юношества», активно использует возможности учреждения ДО в реализации внеурочной деятельности, в воспитательной работе. Опыт эффективного взаимодействия и сотрудничества коллективов Дворца и Школы дал свои результаты: в августе 2018 г. состоялось слияние двух ОУ в единый образовательный комплекс, что позволило объединить кадровые, финансовые, материальные ресурсы, а также выработать единую педагогическую стратегию.

Готовы поделиться

Школы Петрозаводска живут активной, насыщенной жизнью, поэтому им не безразличны те инновации, которыми богато московское образование.
Наши партнёры заинтересовались проектами, которые в Москве уже хорошо себя зарекомендовали. Например, созданием территориальных образовательных комплексов. И хотя в Петрозаводске пока нет острой необходимости в подобных комплексах, по словам коллег, практика их создания безусловно расширяет возможности для каждого ребёнка, создаёт условия социального лифтинга. И первые шаги в этом направлении уже делаются.
Столичные проекты «Инженерный класс», «Медицинский класс», «Академический класс» вызвали особый интерес петрозаводчан. А в предпрофессиональном экзамене – новой форме независимой итоговой оценки с участием представителей вузов и работодателей, проводящейся по результатам освоения учащимися предпрофессиональных профильных программ в медицинских, инженерных, академических классах, - коллеги увидели реальные возможности для своих выпускников, мечтающих поступить в высшие учебные заведения.
Московская электронная школа – ещё один проект, который не оставил равнодушными учителей-практиков, хорошо понимающих, что современная школа невозможна без новых технологий и, в первую очередь, информационных. И абсолютно очевидными здесь, по мнению коллег, видятся перспективы создания общего для российского образования банка данных образовательных продуктов!
Привлекла внимание педагогов Карелии и современная система отбора и подготовки управленческих кадров в московском образовании, с которой они познакомились во время выступления, посвящённого порядку проведения аттестации кандидатов на должность руководителя государственной образовательной организации, Председателя МРСД №13, директора Московской международной школы Шкуренко Е.В.

Вместо вывода

Состоявшееся профессиональное и человеческое общение делегаций московских школ и представителей системы образования Петрозаводска выявило насущную необходимость в подобного рода встречах, позволило каждой из сторон по-новому взглянуть на свою деятельность, оценить вектор своего движения.