Архангельск: сетевая модель педагогического взаимодействия и экологическое воспитание

Просмотров: 481

В сентябре 2018 года команда директоров и педагогов московских школ №2009 и №1448 познакомилась с образовательными практиками своих коллег из Архангельска.

Система образования города Архангельска представлена 116 образовательными учреждениями, в которых работает 4549 педагогов, из них:

  • 51 общеобразовательная организация (44 школы, 5 гимназий, 1 лицей, 1 открытая сменная школа);
  • 59 детских садов;
  • 5 организаций дополнительного образования;
  • 1 центр экспертизы, мониторинга, психолого-педагогического и информационно-методического сопровождения «Леда».

Дошкольное образование

В Архангельске уделяется внимание развитию негосударственного сектора дошкольного образования. Во всех дошкольных образовательных организациях реализуется ФГОС ДО, в работе с детьми используется современное оборудование (интерактивные доски, световые планшеты, цифровые ручки, конструкторы, лаборатории). Большое внимание уделяется работе с детьми с ОВЗ, численность которых составляет примерно 7% от общей численности дошкольников. В дошкольных учреждениях реализуются различные образовательные проекты. Например, в детском саду комбинированного вида №186 «Веснушка» развивается волонтёрское движение, первостепенной задачей которого является знакомство детей с понятиями «добро», «благотворительность» и «волонтёрство», разработан алгоритм внедрения волонтёрского движения. Работа ведётся совместно с Волонтерским центром Северного (Арктического) Федерального университета имени М.В. Ломоносова. Также проводится работа по проекту «Методическое сопровождение педагогов в вопросах развития у дошкольников социально-коммуникативных навыков в различных видах деятельности».

Военно-патриотическое воспитание

Кадетское образование в городе является одним из системообразующих направлений в области военно-патриотического воспитания. Количество учащихся в кадетских классах постоянно растёт (в настоящее время в городе обучается более 4 000 кадет). Самое востребованное направление – «морское дело». Действенным ресурсом патриотического воспитания является центр дополнительного образования «Архангел». Центр является базовым учреждением системы образования города по направлению «Проектно-программное сопровождение педагогов, реализующих принципы военно-патриотической и военно-технической направленностей, основ начальной военной, спортивной прикладной подготовки в рамках физкультурно-спортивного комплекса (ГТО) на базе образовательных организаций города Архангельска».

В настоящее время в центре функционирует 48 объединений, разработана и реализуется дополнительная общеразвивающая программа «Арктические стрелки», имеется свой военно-спортивный полигон, который оборудован армейскими палатками, теневыми навесами, стрельбищами из положения стоя, лёжа, полосой препятствий, туристической полосой, трассой для мотокросса, футбольным полем, техникой (трициклы, квадроциклы, снегоход, мотособака) и другими объектами.

Лидером в области кадетского образования является «Архангельский морской кадетский корпус имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова». Центр «Архангел» в сотрудничестве с кадетским корпусом демонстрируют городу первые результаты в деле патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи. Важным ресурсом военно-патриотического воспитания, являются школьные музеи, которые созданы практически в каждой школе.

Сетевая модель педагогического взаимодействия

Методическая работа организована в рамках сетевой модели педагогического взаимодействия. Структурными элементами этой модели являются окружной ресурсный центр, опорное учреждение, базовое учреждение, демонстрационная площадка. В сентябре традиционно проводится городская педагогическая конференция, на которой на более чем 30 секционных заседаниях происходит обмен опытом образовательных организаций в рамках сетевого взаимодействия по приоритетным направлениям, в том числе, для решения задач, отраженных в Указах Президента РФ. Например, в 2018 году рассматривались темы: профориентационная работа «Билет в будущее»; кадетское образование; профильное образование; внедрение ГТО в систему дошкольного образования; экологическое, арктическое воспитание и др.

Экологическое воспитание

Важным направлением экологического воспитания является изучение Арктики в урочной и внеурочной деятельности с использованием ресурсов Северного (Арктического) Федерального Университета, Национального парка «Русская арктика», Кенозерского национального парка. Ребята регулярно участвуют в экспедициях, знакомятся с деятельностью Плавучего университета С(А)ФУ, участвуют в проектах и конкурсах, Арктическом диктанте и других мероприятиях. Опорным учреждением по данному направлению является МБОУ СШ №45, где разработаны методические материалы «Арктическая азбука», подготовлены различные видеофильмы как для детей школьного, так и дошкольного возраста, проводятся городские акции «Покормите птиц», а также «Арктический диктант».

Инженерное направление. Робототехника

В гимназии №24 проводится большая работа по обучению детей робототехнике. Педагогами разработаны программы и учебные пособия по робототехнике, используемые во многих школах России. Среди изучаемых направлений, наиболее популярными являются «Робототехника», «Введение в цифровую электронику», «Робототехника TРИК», «Робототехника WorldSkills», «Моделирование и 3D-печать». С целью поддержки научно-технического творчества и популяризации робототехники среди детей и молодёжи проводится традиционный фестиваль «RoboSTEM».