Бийск: ученическое самоуправление, кадетская подготовка и реально работающая музейная педагогика

Просмотров: 287

С 22 по 25 октября 2018 года команда директоров и педагогов школ «Марьино» и Школы №2044 города Москвы знакомилась с эффективными образовательными практиками своих коллег из Бийска.

С 2005 года Бийск постановлением Правительства РФ объявлен «Наукоградом» как имеющий высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом. Наше знакомство с общим образованием Бийска началось с общения с главой администрации города А. П. Студеникиным и Советом директоров общеобразовательных учреждений.

Программы общего образования реализуются в 27 общеобразовательных учреждениях города, в том числе, 3 гимназиях, 3 школах с углублённым изучением отдельных предметов, Кадетской школе, Вечерней (сменной) школе. Функционирует одно частное общеобразовательное учреждение - Православная школа во имя праведного Иоанна Кронштадтского. В общеобразовательных учреждениях учащиеся имеют возможность получать образование в очной, очно-заочной и заочной формах.

Система дополнительного образования развивается на базе двух муниципальных учреждений дополнительного образования. Занятия в объединениях проводятся по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам 6 направленностей: технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой и социально-педагогической.

Краеведческий полигон
Школа №4 имени В.В. Бианки по праву может называться краеведческим полигоном. Каких музеев здесь только нет! Музей В.В. Бианки и музей «Вековая история школы №4 города Бийска», краеведческий «Музей чаепития» и обширная коллекция «Музея часов», наконец, собрание старинной бытовой утвари. Одна из старейших школ города демонстрирует реально работающую музейную педагогику.

Российское движение школьников
В Школе №3 активно развивают два направления. Проект развития ученического самоуправления через Российское движение школьников реализуется в рамках региональной инновационной площадки. Здесь отрабатываются новые формы и методы организации воспитательного пространства, где системообразующим фактором являются детские и подростковые инициативы. В воспитательном пространстве школы созданы деятельностные модули: экологический, военно-патриотический, волонтерский, информационно-медийный. Уже сегодня школа стала лидером Российского движения школьников не только в своем городе, но и в Алтайском крае.

Второе значимое направление деятельности школы - чётко выстроенная работа по ФГОС. Особенно интересен внутришкольный конкурс профессионального мастерства «Педагогический марафон», в рамках которого разработаны подробные критерии оценки работы учителей по ФГОС среднего общего образования.

Кадетские классы
В Кадетской школе сегодня 28 кадетских классов, общей численностью 713 кадет. За это время здесь накоплен немалый опыт кадетского воспитания. Основой кадетской подготовки является система дополнительного образования, в рамках которой кадеты осваивают курсы «История российских кадетских корпусов и «История российской армии и военного искусства», «Огневая подготовка» и «Техника и вооружение армии РФ», «Военно-медицинская подготовка», «Инженерная подготовка» и «Военная топография», «Основы тактики», «Основы управления» и «Профессиональная ориентация». Всё это позволяет выпускникам школы успешно продолжать учебу в области государственной и военной службы.

Государственно-общественное управление
Опыт Школы №5 по реализации проекта «Технология развития школьной инфраструктуры на основе партисипативного управления» включён в банк лучших педагогических и управленческих практик Алтайского края. В рамках проекта школа активно развивает идеи государственно-общественного управления, создавая небольшие фокус-группы для решения конкретных вопросов, стоящих перед Управляющим советом, Педагогическим советом, методическими объединениями.

Закономерным итогом общения представителей московских образовательных комплексов и школ Бийска явилась конференция с участием всех руководителей учреждений общего образования, на которой москвичи поделились значимыми и интересными инициативами московского образования. Директора и учителя московских школ рассказали о программе «Столичное образование», проектах Департамента образования города Москвы, системе аттестации педагогических и управленческих кадров в Москве, поделились опытом создания больших образовательных комплексов.

Вопросов и интересных обсуждений было много. Но на этом наше общение не завершается. Школы Москвы заключили договора со всеми посещенными школами Бийска о дальнейшем сотрудничестве.