Братск: многогранность профессионального самоопределения и культурологический подход в образовании

Просмотров: 931

С опытом работы коллег из города Братска познакомились команды педагогов школ №830 и №15 города Москвы.

Знакомство с образовательными практиками Братска началось с посещения Центра развития образования, который призван помочь педагогам в развитии педагогического мышления, в решении актуальных задач в системе образования, способствовать возможности выбора индивидуальной траектории развития. Реализуемое Центром индивидуальное сопровождение педагогов города, например, Школа современного педагога, Школа качества и Школа тьютора, помогает педагогическим коллективам образовательных организаций города повышать качество образования обучающихся и воспитанников.

Профильное обучение: инженерное образование, медицинские классы и другие формы профессионального самоопределения

Важным направлением в решении вопросов социализации школьников, их сознательного самоопределения и самореализации является взятый курс на инженерное образование в системе общего образования города Братска. Работа в инженерных классах строится как на основе профильных учебных планов через погружение в предметы инженерной направленности, так и в рамках внеурочной деятельности, воспитательной работы, дополнительного образования и профориентационной работы.
Для решения задач подготовки инженерных кадров всё шире используется внеурочная деятельность в рамках реализации Всероссийского проекта «Школа нового поколения».

В рамках программы «Школа реальных дел» учениками МБОУ «Лицей №1» были представлены такие проекты, как:

  • «Автоматизация восстановления рабочего колеса Братской ГЭС»,
  • «Контроль температуры грунтов на объектах «Транснефть-Восток»,
  • «Организация процесса удаления глиноземной пыли с поверхности анодов, исключив использование аэраторов» и др.

Все эти проекты разработаны при участии Братского государственного университета и крупнейших предприятий региона – ОАО «РУСАЛ Братск», Иркутскэнерго (Братская ГЭС), ООО «Транснефть-Восток».

На базе Гимназии №1 создан современный ресурсный центр робототехники, где занимаются более 200 школьников города Братска, проводятся экскурсии на ведущие предприятия города и Иркутской области. В ресурсном центре организуются стажировочные площадки по робототехнике, проводятся обучающие семинары для педагогов города Братска тренерами из города Красноярска.

На площадках дистанционного и заочного образования Лицея №2 реализуются образовательные программы Заочной физико-технической школы при МФТИ (город Москва), «Роботландский университет», «Школьная лига «Роснано», «Интеллектуально-творческий потенциал России». Заключены договоры об образовательном сетевом партнёрстве «Всероссийский технопарк», «Федеральная торговая площадка» - проект «Школьный наукоград».

Школьники города Братска принимают участие в чемпионатах предпрофессионального мастерства WorldSkills и JuniorSkills, участвуют в межвузовских олимпиадах «Надежда энергетики», «13 элемент: алхимия будущего», «Будущие исследователи – будущее России», занимаются в энергоклассах Братского Государственного университета, стремясь стать студентами факультета энергетики и автоматики, самые результативные из которых будут трудоустроены на предприятиях ОАО «Иркутскэнерго».

Партнёрами школ Братска также являются Сибирский федеральный университет и Томский государственный университет.

Говоря о самоопределении школьников, важно отметить успешную практику - реализуемый с 2014 года проект «Путь в медицину».
Проект разработан отделом охраны здоровья управления социальной политики и Департаментом образования администрации города Братска и стал победителем конкурса социальных проектов «Территория РУСАЛа» в 2014 году. В рамках Проекта действует сетевая модель профориентации медицинской направленности для учащихся школ города, формирующая у школьников мотивацию к получению медицинской профессии через предпрофильную подготовку, организацию химико-биологических (медицинских) классов в Школе №39 и Школе №14, взаимодействие с медицинскими учреждениями Братска и комплекса мероприятий, направленных на знакомство с медицинскими специальностями.
Данный Проект позволяет увеличить количество выпускников, поступающих в медицинские профессиональные организации в рамках целевой подготовки специалистов и возвращающихся после обучения в родной город.

В Школе№5 организованы кадетские классы. Помимо изучаемых в первой половине дня общеобразовательных дисциплин, ребятам предложена дополнительная учебная программа: строевая подготовка, приёмы самообороны, основы самодисциплины, основы оказания первой медицинской помощи, основы этикета, спортивное ориентирование и танцы. Кадеты показывают своё мастерство в состязаниях по физической и строевой подготовке, интеллектуальных конкурсах по истории родного края, в изучении фольклорных традиций своих предков.

Большой интерес вызвал проект «Экономическая игра» для ребят 8-10 классов. Каждый участник этой игры имеет возможность получить личный опыт глубинного погружения в реальную обстановку создания алюминиевого завода и условия конкурентного рынка, которые существуют сегодня, пройти все этапы развития предприятия, приобрести навыки обоснованного принятия решений в области технологий, производственных процессов, маркетинга и управления персоналом для достижения успеха в бизнесе.

Культурологическая школа

Необходимо отметить, что в образовательных учреждениях Братска 28 музеев различной направленности, которые не являются «закрытым» хранилищем, а становятся развивающей образовательной средой, в рамках которой проходят уроки по различным образовательным предметам.

В практику просветительской деятельности школьных музеев вошли формы работы, способствующие воспитанию гражданственности. К ним относятся тематические вечера и утренники, клубные встречи с интересными людьми, музейные уроки, торжественные приёмы ветеранов и пр. На базе школьных музеев проводятся интересные мероприятия с привлечением общественных организаций (Братская ОТШ ДОСААФ России, городской Совет ветеранов, Комитет солдатских матерей, ОО воинов-интернационалистов) и творческой интеллигенции города.

Ежегодно школьные музеи становятся победителями в одной из номинаций регионального смотра-конкурса виртуального представления музеев образовательных организаций Иркутской области «Мой музей».

Культурологический подход в образовании города Братска - уже свершившийся факт, он осознан, принят и активно внедряется в практику образования. Данный подход ярко представлен в Школе №12 имени В.Г. Распутина.
Здания Школы №12 имени В.Г. Распутина — это уникальный для города проект, состоящий из основного блока, блока для обучения детей 6-летнего возраста, бассейна, гаража с автоклассом и теплицы. Этот комплекс позволяет не только заниматься реализацией программ общего, дополнительного, профессионального образования, но и развивать культуротворческое пространство.
В школе организуются и проходят выставки юных художников, ученические научные конференции, проводятся дизайнерские и творческие мастерские, фестивали детских творческих коллективов. Только за последние три года школа стала членом проекта Ассоциированных школ ЮНЕСКО, дипломантом международного конкурса «Красивая школа», победителем областного конкурса «Приангарье-2015» в номинации «Школа качеств», вошла в Ассоциацию культуротворческих школ России.
Визитной карточкой Школы №12 является музейный комплекс, в который входят краеведческий, этнографический, музей истории школы, а также мини-музеи, расположенные в классных кабинетах.

Дополнительное образование

Дополнительное образование является одним из приоритетных направлений образовательной политики города Братска, неотъемлемой частью образовательного процесса. В городе созданы все условия для развития системы гражданского, военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания детей. Активно развивается кадетское движение. Сохранена традиция проведения в конце учебного года школьных слётов.
Участие в программах краеведческой направленности «Юные краеведы», «Историко-литературное краеведение» позволяет школьникам овладеть навыками исследования и проектирования, расширить свой кругозор и определиться с профессиональным выбором.

В Школе №46 дополнительное образование представлено спортивными секциями с двумя тренажёрными залами, краеведческим и туристическим кружками, где ребята с удовольствием занимаются. Специально для учащихся 5-11 классов разработаны однодневные экскурсионные маршруты. Сами учащиеся являются активными экскурсоводами. Тематические экскурсионные маршруты включают экспозиции школьных музеев и музейных комнат.

Дошкольное образование

Повышение эффективности, качества, доступности дошкольного образования – одно из стратегических направлений деятельности администрации города Братска, Департамента образования и подведомственных ему муниципальных дошкольных образовательных учреждений.

В детском саду №40 инженерно-техническая направленность является приоритетом. Начиная с младшего возраста, ребята с удовольствием занимаются легоконструированием, а в подготовительных и старших группах знакомятся с робототехникой. Использование образовательной робототехники даёт возможность не только развить логическое мышление и воображение, но и сформировать основы инженерно-технического мышления у ребёнка дошкольного возраста.

В детском саду общеразвивающего вида №79 был представлен опыт психолого-педагогического сопровождения детей-инофонов и билингвов через организацию дружественного социума и использование современных технологий эффективной социализации ребенка.

Приоритетным направлением деятельности коллектива детского сада №108 является развитие творческого потенциала каждого ребёнка средствами ТРИЗ-педагогики. Педагоги этого дошкольного учреждения входят в состав тьюторских команд по сопровождению реализации ФГОС ДО.

Также хочется отметить проекты по ранней профориентации и развитию финансовой грамотности в рамках интерактивной финансово-экономической игры для дошкольников «Город мастеров».

Обмен опытом

В заключительный день нашего пребывания в городе Братске состоялись круглые столы по вопросам школьного и дошкольного образования. В ходе обсуждения был представлен опыт Москвы в реализации городских проектов «Инженерный класс в московской школе», «Инклюзия в образовании», «Новые технологии в московском образовании». Особый интерес у коллег вызвал проект «Московская электронная школа»: есть необходимость платформы для дистанционного обучения, а возможности МЭШ позволяют его реализовать. Коллеги из дошкольных учреждений с удовольствием приступили к обсуждению возможности объединить и ребят в новом образовательном пространстве.
Обсудили с коллегами критерии рейтинга вклада школ в качественное образование города Москвы. Также коллеги активно интересовались процедурой аттестации руководителей образовательных организаций столицы.

Сотрудничество

В рамках проекта «Школы городов России – партнёры Москвы» состоялось официальное подписание Меморандума и Соглашения о сотрудничестве между Департаментом образования города Москвы и Департаментом образования города Братска. Дан старт началу нового этапа сотрудничества между двумя городами.