Богомолова М.В.,
доцент кафедры дошкольного и начального образования МИОО,
к.психол.н.

Уже сегодня взрослые задумываются о разносторонней подготовке своих детей к учёбе, жизни и труду. Из различных источников информации практически каждый день мы узнаем о новых направлениях в науке и практике, о головокружительных перспективах, которые ожидают нас в будущем.

Важнейшими направлениями образования являются социально-личностное и познавательное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе их знакомства с трудом взрослых, с их профессиональной деятельностью.
Почти девяносто лет тому назад персонаж стихотворения Владимира Маяковского «Кем быть?» только в 17 лет задумался о том: «…Где работать мне тогда, чем заниматься?».
Но современное образование уже на дошкольном и начальном уровнях ориентировано на то, чтобы дети, начиная с самых ранних лет, могли проявлять активность в выборе и построении своего жизненного пути.
Кто помогает старшему дошкольнику формировать установку положительного отношения к миру, к разным видам труда, а младшему школьнику овладевать начальными навыками адаптации и формировать мотивацию к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям? Конечно, педагоги уделяют много внимания подготовке детей к будущей трудовой деятельности. Но также важно в этом вопросе сотрудничать с семьями воспитанников и учеников.
Вспомним строки еще одного знакомого всем детям и взрослым стихотворения Владимира Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?». Поэт написал замечательный диалог ребенка и взрослого: «Крошка сын к отцу пришел и спросила кроха…», после которого сын делает нравственный выбор. Но часто ли современные родители уделяют достаточно времени своим детям? Рассказывают ли мамы и папы о своей работе, о том, кем мечтали быть в детстве и кем работают в настоящее время?
Родители тридцати шести детей старшего дошкольного возраста ответили на вопросы:

  1. Когда Вы были ребенком дошкольного возраста, кем вы хотели работать, какую профессию называли, когда Вас спрашивали взрослые?
  2. Какой профессии Вы обучались после окончания школы?
  3. Кем Вы работаете в настоящее время?
  4. Как часто Вы рассказываете ребенку о своей профессии?
  5. Был ли Ваш ребенок у Вас на работе?

Отвечая на первый вопрос, взрослые называли самые разные профессии, в том числе «Учитель», «Врач», «Летчик». Одна мама хотела «работать Снегурочкой».
Два отца и одна мама получили образование и в настоящее время работают в профессии, о которой мечтали с детства («Врач», «Шофер», «Военный»). Девять родителей часто рассказывают детям о своей работе. Дети двадцати двух родителей были на работе своих мам и пап.
Однако был обнаружен очень важный факт, который побуждает более серьезно отнестись к вопросам профориентации детей, их знакомству с трудом взрослых.
Готовы ли взрослые и наши дети к тому, что появляются новые возможности реализовать себя профессионально?
Среди перечня профессий, названных родителями, встретились восемь, которые можно отнести к группе «современных» профессий — «Консультант по банковским продуктам», «Эксперт» и другие.
Оказалось, что только одна мама часто рассказывает ребенку о своей деятельности в качестве «Специалиста ФГУЦИ». А на работе у родителей, имеющих современные профессии, были три ребенка. Они познакомились с тем, как работают «Консультант по банковским продуктам», «Специалист по рекламе» и «Финансовый эксперт».
Может быть, их мальчики и девочки мечтают выбрать эти же профессии, когда вырастут? Нет! Они мечтают быть «Медсестрой», «Врачом», «Работником» и т.п.
Беседы с другими детьми показали, что почти все представляют, кем хотели бы работать, но только один ребенок назвал профессию, которую можно назвать современной («Стилист»).

Итак, всё ли педагоги и родители делают для того, чтобы дети больше знали и имели четкие представления не только о традиционных, но и современных профессиях? Конечно «Врачи», «Строители», «Водители» — это очень нужные профессии. Но может быть нам стоит подсказать родителям — представителям современных профессий – чтобы они больше рассказывали дома о своей работе. А еще можно приглашать их в дошкольную группу или класс, и с их помощью готовить детей к динамичному, изменяющемуся и развивающемуся миру.