Суханова С.В.,
начальник Центра МЦРКПО, к.психол.н.

Образовательная среда имеет большие возможности для обеспечения высокого уровня психологического благополучия для всех её участников. Внутренние установки, ценностные ориентиры, профессиональные модели педагогического поведения, основанные на взаимном уважении и недопущении конфликтов в межличностных отношениях, оказывают непосредственное влияние на формирование психологически здоровой личности ребенка.

Давайте подробнее рассмотрим социальные установки участников образовательного процесса через анализ их представлений о том, что такое психологическая безопасность и психологическое насилие.
Вопросы, сформулированные для детских и взрослых групп, различаются в связи со спецификой участия респондентов в образовательном процессе.
Педагогам, психологам и сотрудникам администрации были заданы следующие вопросы:

  1. Что такое психологическая безопасность?
  2. Что такое психологическое насилие?
  3. Как педагог может нарушить психологическую безопасность ребенка?
  4. Что обеспечивает психологическую безопасность педагога?

Ученикам всех классов были заданы следующие вопросы:

  1. Что такое психологическая безопасность?
  2. Что может быть психологически опасным в школе?
  3. Что вам нужно, чтобы чувствовать себя в психологической безопасности?
  4. Назовите конкретные ситуации психологической опасности в школе.

Приведенный ниже рисунок №1 наглядно демонстрирует, что вкладывают в понятие «психологическая безопасность» участники фокус-группового исследования (размер слов зависит от частоты упоминаний соответствующей категории в высказываниях). Рисунок №2 наглядно демонстрирует, что вкладывают в понятие «психологическое насилие» участники фокус-группового исследования (размер слов зависит от частоты упоминаний соответствующей категории в высказываниях).

Важно обратить внимание на то, что педагоги в подавляющем большинстве считают, что психологическая безопасность связана с размытым, неопределенным восприятием некоторого комфорта, общего благополучия. Для подавляющего большинства участников фокус-групп психологическая безопасность является свойством среды, которая должна быть неагрессивной, дружественной, в ней не должно быть давления, стрессов. В этой связи очень показательными являются ответы педагогов на вопрос: «Что может обеспечить психологическую безопасность педагога?».

  • «В профессии педагога понятия психологическая безопасность нет, потому что это тотальная ответственность за всё постоянно. Переживаешь за всё, ночь не спишь, снится школа»,
  • «Ничего…»,
  • «А она существует?»,
  • «Мы нигде не находим поддержки»,
  • «Нет механизмов, которые бы её регулировали…»,
  • «На данный момент нет никакой гарантированной безопасности»,
  • «Отношения родитель-ученик-учитель. Нет механизмов, которые регулировали бы их».

В основном требования участников образовательного процесса в этой области носят гедонистический характер и связаны с максимизацией комфорта и защиты. Находясь на таких позициях, педагоги реагируют усталостью, чувством незащищённости, потерей смыслов и эмоциональным выгоранием, тогда как родители демонстрируют требовательность и критичность.
Ниже приведем подробное описание каждой из категорий контент-анализа, которые составили фактически перечень субъективных параметров-индикаторов психологической безопасности образовательной среды:

1. Отсутствие давления, унижений, агрессии. Акцент в ответах ставится на отсутствии различных негативных проявлений в образовательной среде. Наиболее типичные высказывания:

  • «Нет давления, тревожности внутри; дети выполняют задание, не боясь того, что их может ждать»,
  • «Учитель не должен давить на ребенка»,
  • «Когда никто мне не мешает думать так, как я думаю, и не навязывает ничего».

2. Общие слова (чтобы не было плохо). Наиболее формальные и клишированные ответы. Наиболее типичные высказывания:

  • «Физическая, психологическая безопасность»,
  • «Не навредить»,
  • «Психологическая безопасность – это когда родители и дети не жалуются».

3. Гармония. Достаточно общие высказывания, оторванные от реального контекста, излишне возвышенные и, вследствие этого, достаточно бессодержательные. Наиболее типичные высказывания:

  • «Я говорю, я творю, потому что я здесь. На своём месте. В своей среде и гармонии вокруг меня»,
  • «В душе всё гармонично».

4. Комфорт. Один из наиболее популярных односложных ответов, отождествляющих психологическую безопасность и комфорт. Наиболее типичные высказывания:

  • «У меня синоним ПБ – комфорт»,
  • «Комфортное состояние человека».

5. Защищенность, безопасность, соблюдение границ. Акцент на чувстве защищённости, которое является скорее атрибутом среды, чем внутренним свойством человека, на поддержании конфиденциальности и не нарушении доверия. Наиболее типичные высказывания:

  • «Может быть даже защиту, если проблемы в семье, чтобы в школе он находил безопасность»,
  • «Конфиденциальность».

6. Отношения. Данная категория является самой популярной. К ней относятся высказывания, описывающие психологическую безопасность через различные характеристики отношений внутри коллектива.

В связи с тем, что категория является достаточно широкой, внутри нее была создана отдельная, более дробная категориальная сеть, описанная в следующей таблице:

Отсутствие конфликтов Уважение Доверие Поддержка Доброжелательность
Педагоги 6% 38% 4% 26% 26%
Дети 8% 29% 13% 23% 28%

6.1. Отсутствие конфликтов. Основанием для определения психологической безопасности является неконфликтность коллектива. Одно из типичных высказываний в данной категории:

  • «Нет конфликтов с учителем, другими детьми»

6.2. Уважение. В данной категории уважение понимается в широком плане. Здесь имеется в виду и уважение к мнению каждого члена коллектива, к его личному пространству, когда каждого готовы слушать и слышать и принимают его таким, какой он есть. Мысли, которые можно отнести к этой категории, на фокус-группах взрослых высказывались на порядок чаще, чем в детских фокус-группах. Наиболее типичные высказывания:

  • «Оставляют человеку личное пространство для его собственного мнения, которое он не обязан высказывать»,
  • «Умение окружающих слушать и слышать других, а не только себя».

6.3. Доверие. Данная категория, популярная в первую очередь на детских фокус-группах, соответствует позиции, когда психологическая безопасность определяется в первую очередь через наличие доверительной среды, в которой существуют учителя и ученики. Эта среда является стабильной и предсказуемой, и человек, находящийся в ней может быть уверен, что это не изменится. Наиболее типичные высказывания:

  • «Уверенность, что никто в отношении тебя не поступит подло»,
  • «Доверительные межличностные отношения в окружении».

6.4. Поддержка. В данной категории акцент на деятельной стороне отношений. Психологическая безопасность становится возможной в том случае, если в коллективе сложились отношения, способствующие оказанию помощи и поддержки тем, кто в ней нуждается. Наиболее типичные высказывания:

  • «Ощущение команды. Подхватят и не дадут потонуть»,
  • «У каждого есть друзья, те, кто могут поддержать в трудную ситуацию».

6.5. Доброжелательность. Акцент на эмоциональной составляющей отношений — на взаимопонимании, на удовольствии от нахождения в отношениях, на отсутствии негативных эмоций, связанных с отношениями. Наиболее типичные высказывания:

  • «Это когда школа – второй дом»,
  • «Приятно находиться в коллективе, выполнять свою работу, никто не издевается».

В целом категория отношений является одной из ключевых в понимании респондентами психологической безопасности; выделение внутри неё отдельных категорий нельзя считать абсолютным, т.к. многие из них пересекаются между собой, хотя каждая из них и обладает определенной качественной спецификой.

7. Акцент на внутренних компетенциях, свойствах. Данная категория высказываний, выраженная у учеников в большей степени, чем у взрослых респондентов, отражает некоторую интернальность в определении психологической безопасности. Здесь речь идет о том, что для того, чтобы находиться в состоянии психологической безопасности, человеку необходимо прежде всего самому обладать рядом внутренних компетенций. Компетенции, которые упоминаются в высказываниях, относящихся к данной категории, относятся к различным сферам жизни: начиная от способностей в области коммуникации и заканчивая способностями к рефлексии и стратегиями совладания. Наиболее типичные высказывания:

  • «Умение анализировать свои поступки. Делать правильные выводы, помнить об ошибках»,
  • «Открытость человека, но которая имеет границы, за которыми можно получить психологическую травму»,
  • «Уметь решать конфликтные ситуации, не ухудшать».

8. Возможности для развития. Данная категория отражает существующее среди респондентов завышенное представление о психологической безопасности, в соответствии с которым образовательная среда не является психологически безопасной, если она не предоставляет возможностей для личностного развития. Наиболее типичные высказывания:

  • «Созданы условия для развития человека»,
  • «Реализация своих интересов, раскрытие своей личности».

9. Соблюдение правил и норм. Психологическая безопасность обеспечивается в первую очередь определенной системой чётко оговоренных правил и норм, которые существуют в коллективе, которые известны каждому его члену. Наиболее типичные высказывания:

  • «Если ты не будешь ничего нарушать, работать, действовать, то тебе будет по заслугам»,
  • «Нужно поставить рамки, границы: что я могу сделать, а чего не могу».

10. Стабильность, прогнозируемость. Данная категория во многом логически связана с предыдущей, но высказывания, которые к ней относятся, обладают качественной спецификой. В соответствии с ними, психологически безопасной является такая среда, которая является предсказуемой, в которой каждый может быть уверен в собственном будущем. Наиболее типичные высказывания:

  • «Когда нет внезапных срочных задач, когда есть возможность планировать»,
  • «Стабильность условий, в которых учишься/работаешь».

11. Справедливость. Речь идёт о непредвзятости, последовательности в суждениях, справедливых оценках. Именно эти характеристики среды, с точки зрения некоторых респондентов, являются важной составляющей, необходимой для создания психологически безопасной среды. Наиболее типичные высказывания:

  • «У учителя не должно быть предвзятого отношения к ученику»,
  • «Когда при оценке конфликтных ситуаций в расчет принимается профессионализм человека, а не субъективное мнение о нем».

12. Эмоциональная составляющая, нет стрессов. Высказывания определяют психологическую безопасность не через её причины или необходимые для неё условия, а, скорее, через её следствия — через спокойствие и благоприятность среды. Здесь нет акцента на отношения, как это было в субкатегории «Доброжелательность». Речь идёт об отсутствии стрессов и об удовольствии, которое можно получать от работы и учёбы. Наиболее типичные высказывания:

  • «Моральное удовлетворение ученика той средой, в которой он обитает»,
  • «Отсутствие неприятных ощущений».

Помимо описанных выше, также был выделен ряд частных категорий, которые появлялись только в рамках отдельных вопросов и не у всех категорий опрошенных.

А) Навязывание, изменение. Высказывания определяют психологическое насилие в первую очередь как попытки навязывания чужого мнения, насильственных личностных трансформаций ученика, которые осуществляет учитель. Типичные цитаты:

  • «Это не одноразовое событие, это цепь событий, постоянное воздействие на личность»,
  • «Человека заставляют отказаться от своих, правильных, по его мнению действий, ради чьего-то желания, чьей-то прихоти».

Б) Оценка. Здесь речь идет в первую очередь о внешней оценке, часто публичной. В соответствии с высказываниями данной категории психологическое насилие – это оценивание, «навешивание ярлыков», публичное сравнение результатов одного ученика с результатами других. Типичные цитаты:

  • «Публичные (нередко во время урока) разборки проступков учеников»,
  • «Я боюсь ошибиться, и после этого надо мной будут смеяться, и мне будут все время эту ситуацию вспоминать».

В) Принуждение. Данные высказывания определяют психологическое насилие как принуждение ученика к совершению действий, которые он не хочет совершать. Типичные цитаты:

  • «Это когда от тебя другой человек добивается того, чего ты не хочешь»,
  • «Когда тебя заставляют под влиянием разных обстоятельств и факторов делать то, что тебе претит, то, что тебе не органично. То есть, это применение силы и бессилие, которое им вызывается».

Г) Не учитывается человек. Здесь речь идёт об отсутствии индивидуального подхода к образовательному процессу в целом и к ученикам в частности. С точки зрения респондентов, психологическое насилие заключается либо в пассивном игнорировании проблем и интересов человека, либо в активном принижении ценности того или иного ученика. Типичные цитаты:

  • «Агрессия со стороны учителей (когда незаслуженно принижают значение личности ребенка, важность выполненной им работы)»,
  • «Создали стереотип идеального ученика, что все должны успевать, справляться. А учителя не учитывают наших проблем, в семье».

Д) Непринятие. В высказываниях, речь идёт о непонимании окружающих, их отторжении, плохом отношении к ученику других учеников и учителей. Типичные цитаты:

  • «Я боюсь, что произойдет какая-то ситуация, после которой от меня отвернуться мои одноклассники, я все время боюсь попасть в такую ситуацию»,
  • «Когда хочешь сказать что-то, что идёт в разрез с мнением учителя, но понимаешь, что это может привести к неадекватной реакции, и не высказываешь, чтобы не портить отношения».

Е) Игнорирование, бездействие. Акцент в определении психологического насилия ставится на бездействие учителя в ситуации, когда ученик, например, подвергается травле со стороны одноклассников, или непосредственно приходит к нему с просьбой помочь решить проблему. Типичные цитаты:

  • «Когда приходишь за помощью в решении проблемы, а тебя не слышат, не хотят слышать и не помогают»,
  • «Унижение и не противодействие (хотя и не поддержание) унижению».

Ж) Унижение. К данной категории относятся оскорбления, насмешки, обидные высказывания, которые принадлежат как ученикам, так и учителям. Некоторые респонденты делают акцент на публичности унижений. Взрослые респонденты чаще всего, отвечая на вопрос, что такое психологическое насилие, номинально называют само слово «унижение» или «оскорбление» и ограничиваются этим, а дети, говоря об унижениях, дают намного более распространенные ответы. Типичные цитаты:

  • «Что тебя, во время атомной войны рожали?» — говорят что-то бредовое, обидное. Не знаешь, как на это реагировать. Оскорбляют даже не нас, а наших родителей»,
  • «Учителя, которые пытаются нас запугать экзаменами. Которые называют нас бездарностями, что мы ничего не хотим, и мы опускаем руки».

З) Несправедливость, неравноправие. Затрагиваются не только вопросы предвзятого отношения учителя к ученикам, но также и проблемы в отношениях между учениками, которые касаются неравномерной социально структуры школьных групп и существования непопулярных учеников. Типичные цитаты:

  • «Опасно быть внизу школьной иерархии для учеников»,
  • «Если учитель к одному ученику относится лучше, чем к другому, или к целому классу».

И) Манипуляция. Преимущественно высказывания являются нераспространенными и только номинально называют слово «манипуляция». Немногочисленные подробные высказывания показывают представление о манипуляции как о частном случае категории «Навязывание. Изменение». В таком контексте манипуляция представляет собой такую форму психологического насилия, которая ставит своей целью получение от человека чего-либо без учёта его собственных интересов без прямого принуждения. Типичные цитаты:

  • «Эмоциональное воздействие на другого человека криками или даже так «ласково» и манипулятивно, что человек может быть уничтожен»,
  • «Манипуляция психикой человека против его воли, даже без осознания, что им манипулируют».

К) Провоцирование. Высказывания делают акцент на том, что субъект психологического насилия знает какие-либо слабые стороны, «больные места» объекта насилия и пользуется этим, чтобы добиться соответствующей реакции или задеть чувства. Типичные цитаты:

  • «Когда человек провоцирует другого на определенные действия, заранее зная, что его оппонент совершит то, что будет его не очень красиво показывать. Это направлено на определенных членов коллектива, заранее зная, что человек выйдет из себя и сделает что-то некрасивое. То есть, намеренная провокация»,
  • «Если знать слабые стороны, на них можно надавить, — это тоже психологическое насилие, периодическое или систематическое».

Л) Угрозы. Высказывания включают в себя как прямые угрозы, так и шантаж, жалобы учителей родителям. Акцент часто делается на том, что сами ученики понимают, что угрозы являются наигранными и не будут выполнены, но от этого не перестают быть насилием. Типичные цитаты:

  • «Фальшивые обвинения, запугивания от учителей. Шантаж вызова родителей»,
  • «Атмосфера в школе такая, что вызывает чувство страха, нежелания ходить в школу у ребенка».

М) Агрессия, недоброжелательность. Высказывания часто пересекаются с другими категориями психологического насилия, но относятся именно сюда в том случае, если в них акцент ставился не только на собственно действии, которое можно определить как психологическое насилие, но и на эмоциях, которые его сопровождают. Данная категория включает в себя и агрессию со стороны педагогов по отношению к ученикам, так и агрессию детей по отношению друг к другу. Типичные цитаты:

  • «Эмоциональная несдержанность педагога»,
  • «Внешняя  необоснованная агрессия».

Н) Сплетни, слухи за спиной. Данная категория выражена только у детей и совершенно не встречается у взрослых респондентов. Ученики, определявшие психологическое насилие таким образом, говорили о том, что подобные сплетни часто становятся для них неожиданностью и исходят от тех, кого они считали близкими друзьями и доверяли им. В связи с этим, данная категория является крайне негативно эмоционально нагруженной. Типичные цитаты:

  • «Сплетни, шептаться за спиной, это может быть опасно, потому что подрывает твой авторитет и самооценку»,
  • «Я дружила с компанией девочек. И вроде всё хорошо, но потом начались за спиной какие-то обсуждения, бойкоты. И тебе не говорят, в чём дело, ничего не было, на тебя за что-то обижаются. Кажется, что осталась одна».

О) Буллинг, травля. Высказывания достаточно часто появляются в фокус-группах респондентов всех возрастов. Здесь могут встречаться различные проявления психологического насилия, которые были описаны выше, но их отличительной чертой является систематический характер и тяжелая эмоциональная нагруженность. Типичные цитаты:

  • «Создание нетерпимой обстановки. Когда человек доводится до такого состояния, что он не хочет идти на работу, заходить в этот класс»,
  • «На меня саму давили – одноклассница. Она девушка очень развязная и по каким-то причинам она постоянно обращала внимание на то, что я делаю, и постоянно осуждала меня за мои действия. Сначала я сама старалась не обращать на это внимание, но такое было постоянно и продолжительно, и  она привлекала других людей, навязывала им свое мнение, и теперь стали многие напрягать и давить за мои действия, потому что она им всучила свое мнение. И получилось так. Что многие стали осуждать мои действия. И это было для меня очень некомфортно».

П) Предательство. Такая форма психологического насилия описывается только учениками и проявляется в том, что тот, кому доверяет ученик, кого он считает своим другом, неожиданно, по непонятным причинам начинает вести себя агрессивно, начинает оскорблять и унижать. Типичные цитаты:

  • «У меня был близкий друг. Я ему доверяла, мы были хорошими друзьями. Но неожиданно оказалось, что он начал меня плохими словами обзывать. Это было очень обидно и неприятно. Я заболела на 3 недели, и эти 3 недели за моей спиной он меня обзывал»,
  • «Когда нет доверия, когда вроде и могут поддержать, но когда это выгодно, предадут спокойно».

Р) Давление. Наиболее формальная категория высказываний. Выражена, в основном, в группах педагогов, администраторов и школьных психологов и представляет собой непосредственно слово «давление» без уточнения его значения.

С) Дискомфорт. Также достаточно формальная категория, появившаяся в качестве противопоставления пониманию психологической безопасности как комфорта. Помимо этого, к данной категории относятся высказывания, понимающие психологическое насилие достаточно обобщенно – как намеренное создание негативных эмоций или дискомфортных условий существования. Типичные цитаты:

  • «Намеренное создание ситуаций, которые вызывают негатив»,
  • «Полный дискомфорт человека».

Т) Общие слова, нанесение вреда. Высказывания являются максимально общими, неконкретными, не дают реального ответа на вопрос, что такое психологическое насилие. Типичные цитаты:

  • «Противоположность психологической безопасности»,
  • «Такой воздействие, которое приносит вред»,
  • «Есть физическое насилие, это понятно. А есть психологическое. Если физическое – это грубое перехождение физических рамок человека. А тут – перехождение психологических рамок».

У) Крик, взгляд. Категория, одновременно аналогичная и противоположная предыдущей. Здесь также даются формальные и бессодержательные ответы на вопрос «Что такое психологическое насилие?», но эта бессодержательность достигается не за счёт максимальной степени обобщения, а, напротив, — за счёт излишне конкретики. Типичные цитаты:

  • «Слово, дело, молчание, взгляд, внешний вид»,
  • «Для кого-то даже твой взгляд, когда ты поднимаешь бровь».

Ф) Нарушение норм и правил. Высказывания определяют психологическое насилие как нарушение, непринятие, отрицание норм и правил кем-то из участников образовательного процесса, о чём говорят не только ученики, но и взрослые респонденты. Типичные цитаты:

  • «Когда правила нарушаются, когда ставится в ситуацию невыполнимых требований»,
  • «Все окружающие могут быть, сверстники. От сверстников можно вообще чего угодно ожидать. Я никогда не оставляю личные вещи в куртке в раздевалке, а раздевалка только на наш класс и на параллельный»,
  • «Нахождение с людьми (детьми) которые не понимают как правильно себя вести».

В результате были выделены следующие обобщённые группы высказываний относительно психологической безопасности:

  • Гармония, комфорт, отсутствие стресса
  • Прогнозируемость
  • Отношения
  • Локус контроля

Категория «Гармония, комфорт, отсутствие стресса» представляет собой совокупность достаточно общих и зачастую формальных высказываний о внешне наблюдаемых или внутренне ощущаемых характеристиках образовательной среды. Данная категория в значительной мере отличается от остальных тем, что является не причиной, необходимым условием психологической безопасности, а скорее следствием её наличия или отсутствия, индикатором, по которому можно судить, является ли среда безопасной. Данная категория является более выраженной среди взрослых респондентов. В её состав вошли следующие более узкие категории:

  1. Представления о психологической безопасности:
    • Отсутствие давления, унижений, агрессии
    • Общие слова (чтобы было не плохо)
    • Гармония
    • Комфорт
    • Защищенность, безопасность, соблюдение границ
    • Эмоциональная составляющая, нет стрессов
  2. Представления о психологическом насилии:
    • Угрозы
    • Давление
    • Дискомфорт
    • Общие слова, Нанесение вреда
    • Крик, взгляд

Категория «Прогнозируемость» заключает в себе совокупность различных характеристик среды, отражающих её надежность и стабильность. К ней относятся высказывания о том, что связь между любым поведением и его последствиями является закономерной и очевидной для всех и возможной в случае, если существуют определенные правила, нарушение которых влечёт за собой справедливое наказание, если нет предвзятости в суждениях и оценках педагогов и одноклассников, если в образовательной среде не происходит частых значительных изменений, и она остается стабильной. В состав данной группы категорий вошли следующие более узкие категории:

  1. Представления о психологической безопасности:
    • Соблюдение правил и норм
    • Стабильность, прогнозируемость
    • Справедливость
  2. Представления о психологическом насилии:
    •  Несправедливость, неравноправие
    • Нарушение норм и правил

Категория «Отношения» является самой распространенной среди всех участников образовательного процесса, при этом среди учеников она выражена в наибольшей степени. Качество отношений между участниками образовательного процесса является главным условием психологически безопасной среды и оценивается не только по количеству позитивных составляющих, таких как доброжелательность или уважение, но и по отсутствию различных проявлений психологического насилия. В состав данной группы категорий вошли следующие более узкие категории:

  1. Представления о психологической безопасности:
    • Отношения
  2. Представления о психологическом насилии:
    • Навязывание, Изменение
    • Оценка
    • Принуждение
    • Не учитывается человек
    • Непринятие
    • Игнорирование, бездействие
    • Унижение
    • Манипуляция
    • Провоцирование
    • Агрессия, недоброжелательность
    • Сплетни, слухи за спиной
    • Буллинг, травля
    • Предательство

Категория «Интернальность» образована единственной категорией «Акцент на внутренних компетенциях, свойствах», является одной из наименее популярных категорий высказываний, но представляет собой одно из важнейших условий, необходимых для функционирования психологически безопасной образовательной среды. Осознание каждым своей доли ответственности за психологическую безопасность – свою и окружающих – наряду с обладанием необходимым набором коммуникативных и рефлексивных компетенций – принципиальное условие психологической культуры и благополучия образовательной среды.

В заключении хотим обратить внимание на то, что зафиксированная в подавляющем большинстве высказываний установка на максимизацию комфорта и защиты исключает из образования очень важный элемент — принудительность, требовательность. Подлинное образование, как и любая ситуация настоящего развития личности, во многом дискомфортно. Так же, как внутренне дискомфортен разрыв между тем, что есть и тем, что должно быть, между тем, что я знаю и понимаю, и тем, как я должен знать и понимать. В классической традиции образование — это благо, которое нужно заслужить упорным трудом. Поэтому интернальность, как способность управлять своими эмоциональными реакциями, поведением и событиями жизни, является, с нашей точки зрения, ключевым фактором формирования психологически безопасной среды.