Боброва Ирина ИвановнаИрина Боброва,
кандидат экономических наук,
директор Школы №1575 города Москвы
«Первоначальное воспитание должно видеть в дитяти не чиновника, не поэта, не ремесленника,
но человека, который мог бы впоследствии быть тем или другим, не переставая быть человеком»
В.Г. Белинский
«В мире есть две сложные вещи – воспитывать и управлять»
И. Кант
С появлением городского мегапроекта «Интеграция разных уровней образования для достижения высоких образовательных результатов» Школа №1575, развивавшаяся с 2006 года как многопрофильный лицей с приоритетом естественно-научной направленности, стала участницей проектов «Инженерный класс в московской школе» и «Академический класс в московской школе». С сентября 2020 года открылся и ИТ-класс.
В то же время есть понимание, что у обучающихся и родителей востребованной является и социально-гуманитарная направленность образования. И Школой традиционно ведётся серьезная работа по созданию условий для проявления социальной активности детей и приобщения их к базовым ценностям российского общества. Появилась острая необходимость в открытии предпрофессионального класса, образовательная программа которого удовлетворяла бы запросы детей и их родителей на получение социально-гуманитарного образования и формирование компетенций, необходимых для осознанного выбора современных профессий в социальной и образовательной сфере.
Открытие в школе предпрофессионального класса ещё одной направленности позволяет решить не антагонистическое, но значимое противоречие между выбором того или иного содержания образования в условиях ограниченности его объёма и известное противоречие между массовым характером обучения и необходимостью учёта индивидуальных особенностей учащихся. Для школьников обучение в педагогическом классе создает условия для самовыражения, самореализации, самосовершенствования.
Открывая педагогический класс, мы понимали, что он может (и должен) стать не только драйвером развития обучающихся, но и субъектом воспитательной системы школы и влиять на её развитие, что особенно актуально в условиях принятия Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
Образовательная программа в Школе выстроена так, что она выполняет эту двуединую задачу.
  • Профильный уровень изучения предметов гуманитарного цикла (русский язык, английский язык, обществознание, история, право, экономика, финансовая грамотность),
  • курсы по выбору («Психология и человек», «Риторика»),
  • профильное дополнительное образование («Журналистика. Медиацентр «Юный журналист», «Радиожурналистика», «Риторика», «Основы психологии. Психология человека»)

дают необходимые знания в социально-гуманитарной сфере. Социальная практика в школе и вне её, проектная деятельность социокультурной направленности, школьные и сетевые образовательные события формируют необходимые компетенции каждого обучающегося и позволяют классному коллективу как единице стать не только субъектом воспитательной системы школы, но и влиять на её развитие.

Класс не может стать субъектом воспитательной деятельности, если каждый обучающийся не будет занимать активную, деятельную позицию, участвовать в совместных формах активности и групповой саморефлексии.
Формирование субъектной позиции обеспечивают специально организованные условия – мотивация, специальная подготовка к участию в деятельности, взаимодействие педагогического класса со структурами школы и внешкольной среды, привлечение старшеклассников к управлению отдельными участками работы в школе. Они участвуют в организации мероприятий, работают с младшими классами, являются членами Школьного совета (Совета школьного братства) и Управляющего совета школы.
В составе активностей в течение учебного года – флэш-моб «Здравствуй-те, это мы!», Мемориально-патронатная акция по уходу за воинскими захоронениями и отданию почестей защитникам Отечества, патриотическая акция «Открытка ветеранам», акция «Бессмертный полк», Рождественская благотворительная ярмарка в рамках фестиваля «Зимние краски», воркшоп «Добрые руки», благотворительная акция по сбору помощи и новогодних подарков подопечным Благотворительного фонда помощи пожилым людям и инвалидам, экологическая акция «Круг Жизни», мастер-классы по волонтёрству, уроки лидерства, вебинары по правовой тематике, профсоюзные уроки, где участниками являются не только дети и педагоги, но и родители, ветераны войны и труда, представители вузов-партнеров, работники профильных учреждений социальной сферы. За год с небольшим активности объединили более 2400 человек.
В первый же год существования педагогического класса обучающиеся стали победителями и призерами научно-практической конференции «Мегаполис как пространство успеха и социальной ответственности» в тематической секции «Урбанистика», Московского конкурса исследовательских работ и творческих проектов обучающихся колледжей и старших школьников «Искусство познания».
Обучаясь в педагогическом классе, старшеклассники учатся ставить и решать задачи, планировать собственную деятельность, контролировать процесс работы, эффективно взаимодействовать в группе, креативно мыслить, разрабатывать проекты социальной направленности и использовать мультимедиа технологии в проектной деятельности, организовывать и проводить большие благотворительные мероприятия, анализировать успехи и ошибки, оценивать свои силы и возможности, то есть овладевают умениями, без которых не обойтись в современной жизни.
Становление педагогического класса как субъекта и драйвера развития воспитательной системы школы не может состояться без продуманных управленческих действий. Важно было не только откликнуться на социальный заказ, но и серьёзное внимание уделить подбору и расстановке педагогических кадров, развитию их педагогического профессионализма, организации разнообразной воспитательной деятельности, встраиванию деятельности класса в сетевые события проекта «Новый педагогический класс в московской школе», а также во взаимоотношения с социальными партнёрами. Задачу осуществления мониторинга достижения целевых индикаторов помогает решать оператор проекта – Московский городской педагогический университет. Доведение информации об итогах деятельности до участников образовательного процесса осуществляется через публикацию материалов на сайте школы и размещение отчёта по самообследованию по итогам календарного года.
Таким образом, деятельность педагогического класса становится дополнительным ресурсом и движущим механизмом (одно из словарных определений слова «драйвер») развития воспитательной системы школы. В процессе обучения старшие школьники постепенно становятся носителями той социальной и коммуникативной активности, которая объединяет школьное сообщество в реализации Программы развития школы, предусматривающей формирование Школы старшеклассников и развитие образовательного учреждения по модели Школы ступеней.