Буйлова Л.Н.,
доцент, и.о. заведующего кафедрой МИОО, к.п.н.

«От того, чему мы научим и как мы воспитаем детей, зависит: сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке» (В.В. Путин)

Сегодня всё более важной представляется задача формирования юного москвича, принимающего ценности гражданского общества, уважающего историко-культурное наследие своего города и приобщающегося к его духовным ценностям.
Именно с дополнительным образованием связывают решение важных для государства задач продуктивного использования детьми их свободного времени, ведь «свободное время» может быть как пространством творческого и интеллектуального развития, так и может стать базой для антисоциальных проявлений. А в дополнительном образовании у каждого появляется возможность найти интересное дело, проявить свои способности, почувствовать себя талантливым, успешным и нужным, привлечь внимание окружающих, поэтому здесь нет и не может быть трудных детей.
Новые задачи, поставленные перед системой образования, предъявляют требования к современному педагогу и ориентированы на развитие в кратчайшие сроки его профессиональной компетентности. И, по общему мнению, действующая сегодня система повышения квалификации должна отвечать на новые вызовы, с которыми сталкиваются наши специалисты.
Во-первых, Москва сделала ставку на развитие конкурентной образовательной среды и использование потенциала мегаполиса в сфере дополнительного образования детей: в воспитании и обучении детей принимает участие весь город — известные вузы, дворцы культуры и спорта, парки, театры и музеи, научные учреждения и промышленные предприятия.
Все это позволяет включить детей в научную, общественную и культурную жизнь города, осознать себя москвичом, ощутить причастность к прошлому, настоящему и будущему России, а также определиться с собственными интересами и профессиональным выбором – в школах Москвы открыты кадетские, инженерные, технологические и медицинские классы; будут и академические…
Кроме этого, в Москве реализуется мегапроект «Готов к учебе, жизни и труду», направленный на интеграцию общего, дополнительного и профессионального образования, включающий множество мероприятий и направлений: Университетские и Инженерные субботы, Профессиональная среда, субботы активиста и субботы мужества, Музеи, парки, усадьбы, др. Идее воспитания национальной идентичности также служит участие детей в различных фестивалях, конкурсах, олимпиадах. К этой работе привлечены не только сотрудники образовательных организации, но и специалисты, зачастую не имеющие не только опыта работы с детьми, но даже педагогического образования — все они — потенциальные участники повышения квалификации.
Во-вторых, в Москве созданы многопрофильные образовательные комплексы, в состав которых вошли учреждения дополнительного образования. Это способствовало  повышению охвата детей дополнительным образованием, «шаговой доступности», улучшению материальной базы и даже безопасности. Но педагогов надо учить работать в новых условиях, учитывая такой ресурс как дополнительное образование, которое не должно воспринимается как вспомогательный компонент общего образования и подменяться внеурочной деятельностью.
В-третьих, информатизация дополнительного образования определяется как государственная задача. И в Москве реализуется масштабный проект «Московская электронная школа». Дополнительное образование детей в этом вопросе значительно уступает уровню школ и по оснащению, и умению работать с электронными ресурсами. Поэтому у педагогов есть большой интерес ко всем курсам повышения квалификации, которые связаны с  работой в «Московской электронной школе».
В-четвертых, в настоящее время одной из актуальных проблем повышения квалификации педагогов является подготовка к продуктивной работе со всеми категориями детей, в том числе, имеющими ограниченные возможности здоровья, особенности поведения и адаптации, помня, что все дети —  одаренные и талантливые. Это — ключевая задача курсов повышения квалификации.
В-пятых, сфера дополнительного образования имеет возможности для постоянного обновления содержания и технологий, быстрого реагирования на интересы детей, потребности общества и государства, в том числе, активного внедрения технологий гражданско-патриотического воспитания, позитивной социализации, социального проектирования и профессиональных проб.
И это – наиболее востребованные направления повышения квалификации. Сегодня на портале дополнительного профессионального образования http://www.dpomos.ru педагогам предлагают более 400 курсов повышения квалификации по вопросам воспитания, дополнительного образования и внеурочной деятельности. Педагог выбирает ту, которая для него актуальна.
Разрабатывая наши курсы, мы говорим о государственной политике, анализируем нормативные документы, исследуем современное состояние системы образования в городе Москве, рассказываем об особенностях современных детей, помогаем педагогу определить свое место в приоритетных проектах и программах Департамента образования города Москвы. Педагог занимает активную позицию, включается в реальную практику: мы вместе проектируем и анализируем занятия, учимся понимать и применять современные технологии, формируем содержание образования, вместе создаем программу педагога, проходим путь от постановки цели до осознания результатов, которых педагог хочет достичь вместе с учениками. Это не просто, даже сложно, но вместе, в дискуссии и обсуждении мы находим оптимальные пути.
И все это ради того, чтобы помочь педагогу справиться с профессиональными затруднениями, ведь педагог дополнительного образования – не просто учитель-предметник, он – специалист по интересам и свободному времени ребенка. А это уже — особая профессия!

Литература:

  1. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761)
  2. ​Концепция развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. N 1726-р)
  3. Приказ Министерства труда и социальной защиты «Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых» от 08.09.2015 №613н