Боброва И.И., директор Школы №1575, кандидат экономических наук

«Согласно закону возмещения, постулату о неустойчивости равновесия и принципу разнородности, недостаток чего-либо дает в конечном итоге новую систему отношений» (Сальвадор Дали)

Лето. Наши ученики отдыхают, набираются сил для новых свершений. Стоит заметить, что для большинства — это «полезный отдых». Спектр возможностей, предоставляемых системой московского образования, огромен. Это и городские летние лагеря разной направленности, и летняя научно-образовательная практика в вузах-партнерах и на предприятиях, и смены в «Артеке» и «Сириусе», и многое другое.
Школа же − в процессе интенсивной подготовки к новому учебному году. Лето – время, когда можно окинуть взором пройденный путь длиной в год, оценить свершившееся, пристальнее взглянуть на то, что не удовлетворяет, требует внимания и привлечения определенных ресурсов.
Осенью 2016 года в рамках программы «Эффективный руководитель столичной системы образования» состоялся круглый стол «Дефициты наших выпускников как следствие внутренних дефицитов школ». Тогда обсуждался ряд вопросов. Являются ли дефициты выпускника школы продолжением дефицитов директора образовательной организации? Иначе говоря, как отражаются управленческие решения директора школы на результатах обучающихся? Хорошие учителя, где их взять? Как их мотивировать на повышение профессионального уровня? Профессиональная усталость учителя – дефицит сил или дефицит смыслов?
Было отмечено, что дефициты выпускников в конечном итоге – это кадровые и педагогические дефициты. Вряд ли это можно оспорить. «Кадры решают всё», «Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей» — эти высказывания уже давно стали общеизвестными.
Слово «дефицит» в толковых словарях трактуется как «недостаток, нехватка чего-либо, отсутствие, недостаточное количество». Антонимы к этому слову – «избыток, изобилие».
Как «нехватку чего-либо» превратить в «изобилие»? Главный вопрос − способы компенсации кадровых дефицитов.
Сегодня в московской системе образования речь о дефиците (отсутствии) кадров как таковом не идет. Профессия учителя стала престижной, у директора есть возможность работать с «Банком резюме». Портал Resume.educom.ru открыт для тех, кто хочет найти работу в московских школах. Директора имеют возможность ознакомиться с размещенными резюме и пригласить соискателя на собеседование.
Волнует качество кадров.
Разработчики Форсайта 2030 отмечают, что время требует «большое число новых специалистов, способных создавать и поддерживать новые образовательные форматы». Круг компетенций этих специалистов становится принципиально другим — будет происходить замещение «учителей-репродукторов» «учителями нового образования» (Будущее образования: глобальная повестка. — CC BY RF Group. 2010-2013).
Основополагающий вопрос для руководителя образовательной организации – где взять «учителя нового образования».
Школа – живой организм. Нет двух одинаковых школ, так же как нет двух одинаковых людей. Может ли извне прийти в нее учитель, полностью подготовленный к работе в данных конкретных условиях? Скорее всего, нет. Коллектив единомышленников формируется постепенно. Каждая образовательная организация вправе решать, какие компетенции учителя наиболее востребованы на сегодняшний день в конкретных условиях данной организации, реализующей стратегию своего развития, и направлять работу в соответствующее русло. Ориентиром же является профессиональный стандарт «Педагог». Современный руководитель должен быть стратегом, видящим перспективу развития своей организации на ряд лет (а возможно, и десятилетий) вперед, исходя из имеющихся социальных условий и ресурсов, и обеспечивать ее развитие.
Реализуемые в школе программа, направленная на подготовку педагогических работников к принятию требований профстандарта, и «Дорожная карта» развития педагогического профессионализма должны обеспечить достижение желаемых результатов. Задача управленцев школы – создать условия для ликвидации дефицита компетентности педагога в соответствии с требованиями нового документа и реалий времени, выстраивания траектории обретения компетентности. Но мы прекрасно знаем, что заставить быть компетентным невозможно. Движущей силой является мотивация, в первую очередь внутренняя.
В одном из последних номеров «УГ-Москва» опубликована статья народного учителя России Е.Л.Рачевского «Время учителя. Заметки о ресурсах учительской мотивации». Не удержусь от цитирования его формулы: «… мотивация – побудитель перехода от слов, мечтаний, множественных рефлексий к действию. Любое действие, если оно не носит случайный характер, ориентировано на результат. Хороший результат невозможен без качественного и продуманного процесса».
«Учитель нового образования» − компетентный специалист, профессионально высокомотивированный педагог, нацеленный на достижение качественного результата и находящий пути достижения этого результата. Другой учитель в современной школе не удержится.
Компетентный человек, компетентный специалист – это очень выгодная перспектива. Существует и формула компетентности: «Компетентность = мобильность знаний + гибкость метода (использования знания) +критичность мышления (адекватное оценивание мира и себя в нем)». Другое дело, что механизм реализации этой формулы пока что находится в стадии разработки и апробации.
Большинство наших учителей, находясь в уникальных условиях, когда весь мегаполис стал школой, мотивированы на развитие, не ограничиваются стандартными требованиями к повышению квалификации. Повышение профессиональной квалификации осуществляется на основе индивидуального плана профессионального развития, ибо этого требует работа с различными группами детей, а также участие в городских и федеральных программах и проектах. Особое место занимает освоение педагогических программ бакалавриата и магистратуры, обеспечивающих реализацию индивидуальных образовательных траекторий для педагогических работников, уже имеющих среднее или высшее профессиональное непедагогическое образование. Форматы профессионального развития неисчерпаемы. Это участие в профессиональных конкурсах, конкурсах методических разработок, проведение мастер-классов, экспертная деятельность, участие в метапредметном и предметном тестировании педагогов в форме ЕГЭ с использованием механизмов независимой диагностики МРКО, разработка контрольно-измерительных материалов, сетевые лаборатории, конференции, семинары, сотрудничество с регионами, демонстрация разработанных технологий и методик, публикации и многое другое.
И здесь появляется ответ на вопрос «Профессиональная усталость учителя – дефицит сил или дефицит смыслов?». В контексте высокой профессиональной мотивированности такой вопрос не возникает. Профессиональное выгорание учителя, о котором говорят психологи, соглашусь опять же с мнением Е.Л.Рачевского, результат низкого уровня профессионализма и мотивации.
И в заключение. Дефицит – это плохо? Напрашивается очевидный ответ: «Да!» А если не будет дефицитов, состоится ли развитие? Может ли школа в принципе быть бездефицитной?