Мейчик Г.А.,
директор Центра МИОО, к.п.н.

Метапредметный подход к образовательному процессу заменяет традиционную практику разделения знаний по школьным предметам на современные, направленные на изучение целостной картины мира технологии. Давайте поговорим о технологии тренинга в целом и о методе «мозгового штурма» в частности в контексте достижения метапредметных результатов обучения.

Метапредметный подход к образовательному процессу позволяет объединить личное, познавательное и общекультурное развитие и саморазвитие школьника, обеспечить преемственность начальной, средней и старшей ступени обучения, а также интеграцию общего и дополнительного образования (мегапроект Департамента образования города Москвы «Готов к учебе, жизни и труду в современном мире»).
Метапредметные компетентности внесены в перечень основных результатов обучения, которые, согласно ФГОС, должны освоить обучающиеся, и связаны с УУД, делающими любую деятельность осознанной и результативной. Среди основных критериев, которым должны соответствовать метапредметные результаты овладения общеобразовательной программой основного общего образования [3], перечислены: умение работать в коллективе, умение осуществлять познавательные действия и наличие коммуникативных умений.
Метапредметные компетенции в контексте освоенных универсальных способов деятельности применимы в рамках организации образовательного процесса и в условиях реальных жизненных ситуаций. Как педагогическая форма метапредметность выступает в роли своеобразной «надстройки» над всеми традиционными предметами и дисциплинами [1, с.242]; в её основе — стремление к интеграции учебных материалов, принцип рефлексивного отношения к мышлению как к основе качественного образования, акцентирование внимания обучающихся на способах представления и обработки информации.
Тренинг — технология активного обучения, оказывающая конструктивное влияние на развитие личности сразу по нескольким направлениям:

  • когнитивное (нередко поступление новой информации происходит после грамотной формулировки исследовательских вопросов и задач, направленных на повышение уровня информативности общения),
  • эмоциональное (вся поступающая извне информация вначале проходит через «фильтр» восприятия и личностной значимости,
  • конативное (внутренние действия в собственный адрес или психоэмоциональная готовность к ним; с последующим расширением поведенческого и ролевого репертуара за счет осознания неэффективности привычных способов).

В процессе вовлечения и проведения тренинга человек овладевает несколькими видами социально-психологических механизмов отражения [2, с.338]: коммуникативным действием в условиях непосредственного общения; расширением коммуникативной компетентности; механизмами эмоциональной регуляции на всех этапах развертывания учебной задачи; отражением как ориентировкой в ситуации с невербальными компонентами общения.
Отличительными чертами технологии тренинга, помимо обязательного соблюдения ряда принципов и правил организации групповой работы, являются:

  • нацеленность на сплоченность и динамику;
  • акцент на взаимоотношениях и взаимодействии между участниками, их развитие и анализ;
  • специальным образом организованное для группового взаимодействия пространство;
  • использование в работе целого арсенала активных методов;
  • объективизация субъективных чувств, эмоций и настроений участников тренинга;
  • психологический и эмоциональный комфорт и пр.

Одним из метапредметных результатов обучения выступает умение осознанно поглощать информацию и использовать речевые средства под каждую задачу коммуникации для отражения собственных чувств, мыслей, желаний, потребностей и для планирования практической деятельности. Технологию тренинга в контексте специального метода педагогической коррекции межличностных отношений можно представить как совокупность учебно-тренировочных занятий или череду упражнений, результатом которых станет система умений и навыков эффективного поведения, необходимого для коммуникации и взаимодействия с окружающими.
Организация диагностики метапредметных умений имеет свою спецификацию, в то время как диагностическая функция – важная особенность тренинга. Занимающий активную жизненную позицию человек заинтересован в усовершенствовании бытия (познания, коммуникации и пр.), подобная самодиагностика позволяет ему сознательно корректировать свою деятельность в процессе общения. Ситуация эффективного общения в тренингах трансформируется, параллельно с этим диагностические процедуры постепенно становятся органической частью коммуникативно-ориентированного обучения.
Тренинг как обучающая система обладает вариативностью форм конфигурации и выполняет целый ряд функций (это воспитывающая и развивающая, дидактическая, организационная, профессиональная и пр.). Выстраиваются они, как правило, вокруг определенной личности/ групп лиц/ событий либо с целью получения и развития определенных знаний, конкретных умений и навыков межличностного взаимодействия. В рассматриваемой технологии действенность направленности определяет активность реализации цели организации и проведения тренинга; ход которого сопровождается формированием у участников как субъектов группового процесса сплоченности и дисциплинированности, сознательности и организованности, объективности в возложении и принятии ответственности за результаты совместной (групповой, командной, коллективной и пр.) деятельности.
Тренинг напрямую связан с активными методами профессионального обучения, а тренинговый цикл предполагает освоение умений и навыков участниками процесса (либо корректировку и их совершенствование), в связи с чем о тренинге как о технологии говорят в контексте актуализации ранее приобретенных знаний и расширения границ профессиональной компетентности. Не только повышение психологической грамотности и образованности, но и регулятивы оптимизации социоприродного взаимодействия людей – всё это последствия развития коммуникативной культуры в рамках тренинга как метода активного социально-психологического обучения детей и взрослых.
В основе ведения любого дела заложены различные составляющие обеспечения информационного процесса. Лишь выстроив четкую последовательность основных и неизменных этапов технологии работы с информацией, можно в разы повысить эффективность учения и заставить информацию работать на себя. Одной из ключевых проблем при подготовке тренинга является выбор оптимального метода передачи информации участникам, от которого в дальнейшем напрямую будут зависеть способы и приемы разрешения задач, затраченное на это время, эффективность и пр.
Подобно тому, как разными путями можно двигаться к достижению одной цели, существуют и различные подходы, способствующие достижению запланированного результата тренинга; в распоряжении тренера множество способов организации и представления контентной информации, концепций подачи и запоминания необходимого материала. Целесообразно не ограничиваться одной-единственной методикой, а использовать различные подходы – это способствует лучшей концентрации, удержанию внимания, сохранению работоспособности команды, позволяет снабдить участников тренинга большим инструментарием для последующего практического решения реальных жизненных ситуаций посредством тренинг-технологии.

Список литературы:

1. Лущикова, К.С. Научные подходы к интерпретации понятия «метапредметность в образовании» // Magister Dixit, 2013. – С.242-247
2. Сундукова Т.О., Ваныкина Г.В., Мусатова И.Л. Технологии тренинга, коучинга и менторинга в учебном процессе // Проектирование и реализация образовательного процесса на основе ФГОС ВО: материалы учеб.-метод. конф. проф.-преподават. состава, аспирантов, магистрантов и соискателей ТГПУ им. Л.Н. Толстого. Тула, 2016. С. 336-339
3. Глоссарий московского образования / Метапредметные результаты обучения [Электронный ресурс] (дата обращения: 14.12.2017)