С опытом работы коллег из города Саранска познакомились команды педагогов школ №1238 и №390 города Москвы.

Современная образовательная среда

В столице Республики Мордовия в настоящее время большое внимание уделяется созданию современной образовательной среды. В школах-новостройках, таких как:

Центр образования «Тавла» — «средняя общеобразовательная школа №17» — самая большая в Республике Мордовия; проектная мощность здания 1450 учащихся, год постройки – 2017;
Центр рабочих профессий Средняя общеобразовательная школа №10, проектная мощность здания – 550 учащихся, год постройки – 2018;
Центр развития ребёнка № 13, проектная мощность здания – 220 учащихся, год постройки – 2015

имеется современное оборудование (компьютеры, проекторы, интерактивные доски, бассейны, современные спортивные и музыкальные залы). На территориях, прилегающих к зданиям, обустроены спортивные площадки.
Во всех представленных новых зданиях школ и детских садов – материально- техническая база для инклюзивного образования. Каждое учебное заведение реализует проект «Доступная среда». Но есть и свои особенности:

Центр образования «Тавла» – школа №17 – это школа личностного развития, которая может предложить ребёнку развитие в соответствии с его способностями, интересом и состоянием здоровья;

Центр рабочих профессий – школа №10 должен пробудить у учащихся интерес к рабочим профессиям (имеются кабинеты по трудовому обучению кулинарии и швейному делу, слесарные и токарные мастерские, мастерская резьбы по дереву);

Центр развития ребёнка №13 одной из основных своих задач видит в чёткой организации работы по наблюдению за состоянием здоровья детей, большое внимание уделяет проведению профилактических мероприятий по обеспечению правильного физического и нервно-психического развития. В Центре имеется сенсорная комната для развития мелкой и общей моторики. Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ воспитанников, приспособлены для использования детьми с ОВЗ и инвалидами.

Подготовка к олимпиадам

В лицее №43 создана система подготовки учащихся к Олимпиадам. В настоящее время в лицее обучаются 700 детей и каждый третий из них — победитель муниципального этапа. В школьном этапе Олимпиады принимают участие учащиеся с 1 по 11 класс. Все они имеют зачётные книжки. Активное участие (более 50 баллов в зачётной книжке) может стать поводом для освобождения от экзаменов.

В Гимназии №20 города Саранска выстроена модель художественно-гуманитарного образования, включающая в себя 3 блока:

  • диагностика развития личности ученика;
  • организация гимназических классов;
  • участие в работе научно-исследовательского общества и защита исследовательской работы.

Лицей №7 является одним из лидеров муниципальной олимпиады в Республике и реализует образовательные программы естественно-математического и социально-экономического профиля. Участие детей в Олимпиаде по предметам не ограничено. В лицее работает школа раннего развития «Ступеньки» для детей 5-6 лет.

Гимназия №12 — Школа Успеха. Свою миссию гимназия видит в формировании успешной личности, в обеспечении личностно-ориентированного обучения при реализации концепции универсальной языковой среды. Гимназия участвует в проекте ФЦПРО «Современная школьная библиотека: формирование инфраструктуры чтения».

Читательская грамотность

Большое внимание в школах города уделяется читательской грамотности: умению учащихся понимать, размышлять и использовать письменные тексты. В школах оборудованы места для кроссбукинга.
Все всех учебных заведениях Саранска уделяется большое внимание национальному языку и национальной культуре. Эрзянский и мокшанский языки изучаются в дошкольном образовании и школах, ведётся большая музейная работа, созданы детские фольклорные ансамбли.