Визит представителей системы образования Артёмовского городского округа в Москву для знакомства с реализацией проектов столичной системы образования
10-12 февраля 2021 года Бондаренко Н.В. — заместитель председателя Правительства Приморского края – Министр образования Приморского края, Макиенко Н.И. — начальник Управления образования администрации Артёмовского городского округа и представители системы образования Приморского края посетили московские Школы №1409 и № 444 с целью ознакомления с опытом реализации обучения в предпрофессиональных классах и объединения образовательных организаций в крупные образовательные комплексы.
Гости выразили заинтересованность в проведении очных и дистанционных консультаций для управленческих команд по реализации проектов предпрофессионального образования; повышении квалификации (стажировках) школьных управленцев на основе их тематических заявок с целью знакомства с эффективными управленческими и педагогическими практиками столичной системы образования.
Система образования Артёмовского городского округа
Муниципальная образовательная система Артёмовского городского округа включает в себя 52 образовательные организации:
— 22 муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждения,
— 27 муниципальных бюджетных дошкольных образовательные учреждений,
— 3 муниципальных бюджетных образовательных учреждения дополнительного образования. Методическое сопровождение образовательной деятельности осуществляет муниципальное бюджетное учреждение образования «Центр информационно-методической и хозяйственно-эксплуатационной работы» Артёмовского городского округа.
Развитие дошкольного образования
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование стало первым уровнем общего образования, и государство гарантирует не только доступность, но и качество образования на этом уровне. Для удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования детские сады Артёмовского городского округа предоставляют широкий спектр образовательных услуг с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Администрация Артёмовского городского округа уделяет большое внимание развитию дошкольного образования. За последние годы были открыты 3 новых дошкольных учреждения (МБДОУ №22, МБДОУ №1 «Умка», МБДОУ №7 «Тигрёнок»). В июле 2020 года начато строительство нового детского сада на 230 мест по адресу: г. Артём, ул. Кирова, 99.
В 2019-2020 учебном году услуги дошкольного образования в разных формах получали 5911 детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, причём в муниципальных детских садах – 5869 воспитанников, что составляет 91% от общего числа детей данного возраста, проживающих на территории Артёмовского городского округа. Что касается обеспеченности местами старших дошкольников, то этот показатель составляет 100%. Удовлетворённость качеством дошкольного образования – 100%. По состоянию на 1 августа 2020 года 2325 детей в возрасте от 0 до 7 лет, стояли в очереди на получение места в дошкольных образовательных учреждениях, что на 299 детей меньше, чем в 2019 году (2624 чел.).
Структура «очереди» в дошкольные учреждения по возрастам детей такова:
от 0 до 1 года – 1379 детей;
от 1 года до 3 лет — 952 ребёнка;
от 3 до 7 лет – детей в очереди нет.
Нулевой показатель очерёдности в детские сады города детей 3-7 лет был достигнут во исполнение Указа Президента Российской Федерации в 2015 году и удерживается по настоящее время. Ежедневно в очередь встают 3-5 детей, что даёт внешний прирост очереди на 30-60 детей в месяц.
Трёхлетнего возраста ежемесячно достигают в среднем 35-40 детей. Таким образом, очередь в детские сады в среднем пополняется на 65-100 детей в месяц. Эти дети в течение 1-2 месяцев направляются в ту дошкольную организацию, где есть свободные места и где представлен широкий спектр вариативных форм дошкольного образования: группы полного дня, группы кратковременного пребывания детей, а также — семейные дошкольные группы, реализующие образовательную программу дошкольного образования. Кроме этого, присмотр и уход за детьми дошкольного возраста осуществляется индивидуальными предпринимателями, чьими услугами воспользовались во II кв. 2020 года – 53 ребёнка.
Средняя наполняемость групп в муниципальных дошкольных образовательных организациях – 30 человек. Родительская плата за содержание (присмотр и уход) ребёнка в детском саду составляет 2150 рублей в месяц (для детей до 3 лет) и 2480 рублей (для детей 3-7 лет). В соответствии с действующим законодательством осуществляется выплата компенсации части родительской платы за содержание (присмотр и уход) ребёнка в детском саду из расчёта 20% размера средней родительской платы (размер установлен субъектом РФ — 1395 рублей) на первого ребёнка, 50% на второго ребёнка и 70% на третьего и последующих детей в семье.
Во всех муниципальных дошкольных детских садах созданы консультационные центры по работе с детьми, не посещающими дошкольные учреждения. В 2019-2020 учебном году специалистами консультационных пунктов были проведены 143 консультации для родителей.
Равный доступ к качественному образованию
Начальное общее, основное общее, среднее общее образование реализуется в 22 муниципальных общеобразовательных организациях, в том числе — 2 гимназиях, 1 школе основного общего образования.
С целью поэтапного перехода на образование нового формата в 2019-2020 учебном году в образовательных учреждениях округа продолжена реализация федеральных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) во всех 1-4 классах, переведены на новые стандарты 100% 5-9 классов. В 2019-2020 учебном году в образовательный процесс по новым ФГОС НОО были вовлечены 5892 учащихся 1-4 классов. В 2019-2020 учебном году 9-е классы стали переходными по внедрению ФГОС ООО. Всего по новым ФГОС ООО обучались: 5 классы — 1340 чел., 6 классы –1319 чел., 7 классы — 1277 чел., 8 классы –1199 чел., 9 классы — 1210 человек.
Задачи по введению ФГОС в основной школе решаются путём мониторинга подготовки основных образовательных программ основного общего образования, развития образовательной среды на уровне основного общего образования. Всеми общеобразовательными учреждениями были приняты и внедрены основные образовательные программы общего образования.
В 2019-2020 учебном году в школах Артёма на уровне начального общего образования обучались 5892 младших школьника в 220 классах со средней наполняемостью около 26 человек.
Из 178 детей с особыми образовательными потребностями, получали начальное общее образование на дому 20 чел., в том числе для 12 было организовано индивидуальное обучение на дому по адаптированным образовательным программам для детей с диагнозом «умственная отсталость». С 01 сентября 2019 года на базе МБОУ СОШ №6 открыт ресурсный класс для детей с расстройствами аутистического спектра. Младшим школьникам была предоставлена возможность обучаться по различным образовательным системам развивающего обучения: «Школа-2100», «Школа России», «Начальная школа 21 века», «Планета знаний», что обосновано современными требованиями к содержанию, технологиям и видам деятельности в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
На уровне основного общего образования обучались 6345 подростков в 240 классах с наполняемостью 26-27 человек. Из 145 детей с ограниченными возможностями здоровья организовано обучение в классах специального (коррекционного) обучения для 11 детей (8 класс на базе МБОУ СОШ№ 22). Для 16 детей с ограниченными возможностями здоровья также организовано индивидуальное обучение, из них: на базе образовательной организации – 10 чел., на дому – 6 чел.
На уровне среднего общего образования в 54 классах обучались 1383 старшеклассников. Наполняемость классов составила 25-26 человек.
На основании запросов родителей (законных представителей) и старшеклассников в общеобразовательных школах №3, №11, гимназии №1 и гимназии №2 продолжается реализация программы профильного обучения для 10-11 классов. В остальных классах реализуются программы универсального профиля. В средней школе №9 организовано обучение лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы (213 чел.).
Современное оборудование в школах
В муниципальных школах №№ 2, 4, 11, 22, 35 имеются школьные автобусы, оснащенные системой «ГЛОНАС», тахографами, которые осуществляют подвоз 300 учащихся на занятия. Все школьные автобусы соответствуют требованиям, предъявляемым к перевозке детей.
В пяти общеобразовательных учреждениях – средних школах №№ 6, 7, 10, 19, 35 установлено оборудование для создания в учреждениях доступной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья (сенсорные комнаты). В школы поставлено следующее оборудование: кресла-каталки, раскладные пандусы, оборудование для проведения релаксации (зрительной, слуховой, сенсорной), рабочие места, таблицы.
Ежегодно, в школах №№ 6, 7, 10, 19, 35 проводятся Дни открытых дверей, на которых для родителей, обучающихся (воспитанников) и педагогов всех школ проводятся мастер-классы в сенсорных комнатах. В оборудование сенсорной комнаты заложено разнообразие стимулов — цветовые таблички, объёмные и шероховатые буквы, различные мягкие модули для работы. Внимание обучающихся привлекают различные вращающиеся, изменяющие цвет панели и приспособления для активного освоения новых ощущений, что стимулирует их познавательную деятельность и мотивацию, а также эмоциональное и речевое общение, мелкую и общую моторику и двигательные навыки. В атмосфере медленно плывущего света, лежа в «сухом бассейне» или на мягких пуфиках, ребёнок словно попадает в сказку. В такой сенсорной комнате создаётся ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности, что наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений между ребёнком и специалистом. Нахождение в сенсорной комнате восстанавливает и сохраняет психоэмоциональное равновесие ребёнка, стимулирует психическое развитие, что является особенно важным в условиях работы образовательного учреждения, когда ребёнок большую часть времени находится в коллективе своих сверстников.
Организованные педагогами занятия в сенсорной комнате, позволяют повысить функциональные и адаптивные возможности организма и активизировать индивидуальный ресурс каждого ребёнка, создавая тем самым возможность их успешной интеграции в социуме.
В рамках реализации мероприятий программы «Доступная среда» всеми образовательными учреждениями — разработаны паспорта доступности объектов.
Всего оснащены стационарными пандусами 15 общеобразовательных учреждений. Работа в данном направлении будет продолжена в последующие годы.
Группа продлённого дня
Порядок организации присмотра и ухода за детьми в группах продлённого дня утвержден постановлением администрации Артёмовского городского округа от 01.09.2017 № 1187-па «Об утверждении Порядка организации присмотра и ухода за детьми в группах продлённого дня в муниципальных общеобразовательных учреждениях Артёмовского городского округа, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования» (вместе с «Перечнем расходов, учитываемых при установлении платы, взимаемой за осуществление присмотра и ухода за детьми…» и «Порядком платы за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продлённого дня»).
Данная услуга платная. Средняя стоимость оплаты за 1 ребёнка в месяц составляет от 3800 до 4500 рублей. Стоимость оплаты в группах продлённого дня зависит от количества детей в группе, а также от режима работы группы.
Консультационная помощь для всех
Постановлением администрации Артёмовского округа от 09.07.2018 № 623-па «Об организации работы консультационных центров в муниципальных образовательных организациях Артёмовского городского округа» утверждён перечень образовательных организаций, осуществляющих методическую, диагностическую, консультативную, психолого-педагогическую помощь обучающимся и их родителям (законным представителям), а также детям, не посещающим муниципальные организации Артёмовского городского округа (в том числе детям раннего возраста), и их родителям (законным представителям). В данный перечень включены 10 муниципальных учреждений, из них: 5 школ, 4 детских сада, 1 учреждение дополнительного образования. В данных учреждениях введены штатные единицы «педагог-психолог», при необходимости, в детских садах – «учитель-логопед».
Дополнительное образование
В системе образования Артёмовского городского округа действуют 3 учреждения дополнительного образования: Центр творческого развития и гуманитарного образования, Станция юных техников, Детско-юношеская спортивная школа «Феникс».
93% детей 5-18 лет занимаются в учреждениях дополнительного образования в объединениях различной направленности: творческой, спортивной, спортивно-туристической, социально-педагогической, технической, экологической, культуры, физической культуры и спорта.
Основная задача педагогических коллективов — создать такие условия, чтобы ребёнок с раннего возраста активно развивался в соответствии с его интересами, желаниями и имеющимся потенциалом, постоянно стремился узнать что-то новое, изучал окружающую среду, пробовал свои силы в изобретательстве, творческой деятельности, спорте. Важно то, что включаясь в работу различных творческих объединений по интересам, дети оказываются в пространстве разновозрастного общения, приобретающего в современных условиях особую ценность: здесь ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в команде, учитывая интересы других.
В последние годы активно развивается техническое направление. Школьники, посещающие объединения экологического, социально-педагогического направлений стали активными организаторами и участниками профильных смен в летних пришкольных оздоровительных лагерях, отрядах — экологическом, юных помощников ГИБДД. Отряд вожатых выступил координатором всех массовых городских мероприятий и акций. Ребята, выбравшие объединения творческого, технического и спортивного направлений, показали результаты в различных конкурсах и конференциях городского, окружного и всероссийского уровней.