Смотрите видеосюжеты ниже:


В ноябре 2018 года команда управленцев и педагогов Школы №2086 и Школы №2101 города Москвы познакомилась с опытом работы коллег из города Нефтеюганска.

Система образования города Нефтеюганска — это 33 образовательные организации, из них 14 имеют статус инновационных площадок, деятельность которых сопровождается Институтом развития образования Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Также в городе действует экспертный совет, который утверждается Департаментом образования и молодёжной политики Администрации города Нефтеюганска. На уровне муниципального и регионального образования действует грантовая поддержка образовательных учреждений, а также отдельных педагогических работников.

Школа – центр микрорайона
Одна из важных особенностей системы образования города состоит в том, что школы Нефтеюганска являются не только центрами образования, но и открытыми культурными и социально-педагогическими центрами микрорайонов. Каждая школа Нефтеюганска не только предоставляет широкий спектр образовательных услуг, но и устанавливает партнёрские отношения с семьёй каждого из своих учеников. Такая открытость, способность продуктивно взаимодействовать с социумом, позволяет школам г.Нефтеюганска успешно разрешать многие серьёзные социальные задачи.

Всероссийская олимпиада школьников
В результате реализации проекта «Поддержка талантливой молодёжи» в городе за три года в полтора раза увеличилось количество участников школьного этапа Всероссийской олимпиады, а также количество призёров и победителей муниципального и регионального этапов. После прохождения обучающимися муниципального этапа олимпиады к работе подключается команда преподавателей, консультирующих ребят вплоть до регионального этапа. Результаты обучающихся фиксируются в муниципальной и региональной базах данных. Помимо урочной деятельности подготовка детей к олимпиадам и конкурсам осуществляется в рамках «Развивающих суббот», предполагающих посещение экскурсий, мероприятий и дополнительных занятий.

Обучение детей с особыми образовательными потребностями
СОШ №8 города Нефтеюганска является региональным опорным центром по инклюзивному образованию. В школе организовано совместное обучение разных категорий детей, в том числе, с нарушением деятельности опорно-двигательного аппарата. В специальных коррекционных классах проходят обучение слабослышащие и позднооглохшие, а также незрячие дети. Организовано обучение с применением дистанционных технологий. Управленческая команда школы уделяет особое внимание организации профессионального развития учителей, работающих с детьми с ОВЗ, освоению педагогами современных технологий обучения и реабилитации таких детей, организации психолого-педагогической поддержки, выявления и развития талантов детей с особыми потребностями.

Профильное образование
В образовательных организациях Нефтеюганска проводится системная работа по созданию условий для эффективного профессионального самоопределения учащихся в соответствии с личными наклонностями, потребностями экономики и местного рынка труда. В рамках данного направления гостям были представлены проекты «Модель многопрофильной школы», «Роснефть – классы», «Рабочие профессии — моему городу».
Гости посетили Многопрофильную школу №5. Главной стратегической целью в развитии учреждения стало построение вариативно-развивающего пространства. Работа по профессиональному самоопределению ребёнка начинается в 8-9 классе, и включает проведение уроков и тренингов, на основании которых специалисты и преподаватели строят картину личности ребёнка, причём не только профессиональную, но и эмоциональную. В 10-11 классе тренинги направлены преимущественно на самореализацию, на профессиональный настрой. Специализация ведётся в 10-11 классах школы и предполагает реализацию индивидуальных учебных планов, в рамках которых каждый ребёнок сам выбирает предметы для изучения на базовом и профильном уровнях.
Также в школе №5 «Многопрофильная» нам представили одну из эффективных практик организации профориентационной работы — Форум старшеклассников «Формула успеха», в рамках которого учащиеся встречаются с успешными людьми Нефтеюганска, участвуют в играх на командообразование, профориентационных тренингах, квестах и проектных играх.
Посетила команда московских педагогов и Школу №1, на базе которой работают профильные «Роснефть-классы». Данный проект – первый этап программы «Школа-вуз-предприятие», направленный на формирование внешнего кадрового резерва, профессиональную адаптацию и поддержку талантливой молодёжи. Обучение по программам естественного цикла проводятся как в школе, так и на базе Нефтеюганского корпоративного института «Роснефти». Старшеклассники занимаются с педагогами НКИ и профильных вузов, посещают корпоративные мероприятия, где знакомятся со спецификой нефтяной отрасли. Выпускников, успешно продолжающих обучение по профильному направлению, предприятие поддерживает, приглашая на стажировки и работу в качестве молодых специалистов.
Об инновационном проекте «Рабочие профессии — моему городу» рассказали гостям в СОШ №14. Здесь особенностью профильного обучения является организация системы предпрофессиональной (8-9 классы) и профессиональной (10-11 классы) подготовки школьников. Для обеспечения профессиональной подготовки СОШ №14, выступая интегратором, заключила договоры о партнёрстве и сотрудничестве с колледжем и кванториумом по объединению материально-технических ресурсов с целью повышения эффективности образовательного процесса и проведения конкурсных мероприятий. Опыт СОШ №14 доказывает возможность осуществления организацией общего образования профессиональной подготовки школьников. Выбор актуальных профессий, создание соответствующих мастерских, получение лицензии на профессиональное обучение – первые шаги школы в этом направлении.

Кадетское движение
Кадетское движение реализует МБОУ СОКШ №4, являющееся региональной инновационной площадкой военно-патриотического воспитания «Духовно-нравственные ценности и культурно-исторические традиции российского казачества и кадетского движения как средство воспитания, развития и социализации учащихся». Педагогическим коллективом создано единое образовательное пространство (уклад школьной жизни), способствующее социализации, патриотическому воспитанию и личностному развитию учащихся. Опыт, предъявленный в проекте, может быть воспроизведён в общеобразовательных организациях, военно-спортивных клубах и секциях, а также в организациях дополнительного образования, где учащиеся знакомятся с историей вооруженных сил, основами военной подготовки, занимаются спортивной подготовкой, посещают творческие объединения.

Метапредметное обучение
Одним из ключевых направлений развития школьного образования в Нефтеюганске является формирование универсальных учебных действий и метапредметных компетенций.
В школе №5 «Многопрофильная» эта работа выстраивается в логике преемственности метапредметного содержания, форм организации деятельности учащихся, методов обучения и образовательных технологий. Для реализации познавательной и творческой активности школьников применяются разнообразные педагогические технологии и образовательные практики. Программы внеурочной деятельности в 5-9 классах реализуются через серию метапредметных погружений, представляющих собою коллективные формы взаимодействия в разновозрастных группах. Особенность таких погружений в том, что деятельность учащихся организуется не с целью передачи знаний, а с целью освоения способов работы со знанием. Для учащихся 5-6 классов погружения носят игровой и состязательный характер (турниры, конкурсы), а для 7-9 классов — это практики и исследовательские лаборатории.

Социальная активность и патриотическое воспитание
Школа №5 «Многопрофильная» является активным участником детско-юношеской организации «Российское движение школьников». Активисты РДШ вовлекают учащихся и родителей в разнообразные акции и события жизни школы и города: «День добрых дел», «Полезные движения», «Армейский квест», «Всероссийский заповедный урок», «Красная ленточка», «Бессмертный полк, непридуманная история», «Школа безопасности», «Классное собрание».

Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольных образовательных организациях города
В дошкольных образовательных организациях Нефтеюганска большое внимание уделяется созданию специальной предметно-пространственной среды. Так, в детском саду №16 «Золотая рыбка» в групповых комнатах есть центры активности, оснащение которых меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса: центр сюжетно-ролевых игр, центр творчества, центр здоровья, центры экспериментирования и конструирования и др. Здесь созданы условия для реализации программы шахматного образования «Азбука шахматной игры» и программы «Детский сад по системе Монтессори». Многие дошкольные учреждения оснащены мобильными классами, интерактивными панелями и шахматными рекреациями. В Детском саду №26 разработан проект по развитию шахматного движения, в котором принимают участие не только дети, но и родители. Помимо этого, реализуются проекты по развитию элементов логического мышления, в летний период открыт «Технопарк» со своей гончарной мастерской, метеостанцией, площадкой для конструирования и др. Интересна и практика ранней профориентации через изучение дошкольниками профессий своего города, в первую очередь, профессии нефтяника, как в детском саду №9 «Радуга» , где осуществляется проект «Нефтяник – важная профессия».

Размышляя над опытом коллег
По просьбам нефтеюганцев представители нашей команды рассказали о педагогических и управленческих практиках московских школ. Особо заинтересовали коллег следующие ценности столичной системы образования: формульность, открытость, консолидация, интеграция (уровней образования, городских ресурсов). По мнению обеих сторон обмен результативным педагогическим опытом между городами возможен в различных форматах, как очных, так и заочных, а наиболее интересными могут стать совместные проекты по направлениям «профильное образование», «метапредметное содержание и межпредметность», «развивающая предметно-пространственная среда и ранняя профориентация», «социальная активность и патриотическое воспитание».