Смотрите видеосюжет ниже:

Команда школ №1576 и №1245 города Москвы 23-26 октября 2019 года посетили Ангарск, где познакомилась с системой образования города.
Система образования в городе Ангарске представлена 67 учреждениями дошкольного образования; 37 общеобразовательными учреждениями, 5 учреждениями дополнительного образования, из них 93 бюджетных, 10 автономных. Всего обучаются и воспитываются 44674 ребёнка, среди них в дошкольных образовательных учреждениях – 16900 человек, в общеобразовательных – 27774 человека, в учреждениях дополнительного образования детей – 10424 человека. В ТОП-500 лучших школ России в 2018 году вошли Ангарский лицей №1 и СОШ №10. Во Всероссийский рейтинг 200 лучших школ по конкурентоспособности выпускников, поступивших в ведущие ВУЗы страны, – Ангарский лицей №2.
В течение 2014-2017 годов проведена реорганизация образовательных учреждений путём укрупнения сетевых единиц и присоединения одних малокомплектных дошкольных организаций к другим малокомплектным организациям. Таким образом, численность сети образовательных учреждений за эти годы сократилась с 85 до 67. В сети имеются 18 обособленных подразделений (филиалов). Неизменной осталась численность групп – 697, но при этом изменяется их направленность с учётом потребностей населения Ангарского городского округа. В настоящее время функционируют: 622 группы общеразвивающей направленности; 26 групп оздоровительной направленности; 49 групп компенсирующей направленности.
В системе общего образования Ангарского городского округа 37 муниципальных общеобразовательных организаций: образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста (численность обучающихся – 150 человек), 33 дневные общеобразовательные организации, реализующие программы среднего общего образования (в том числе 2 общеобразовательные организации с углублённым изучением отдельных предметов (численность обучающихся – 1720 человек), 2 гимназии (численность обучающихся – 2149 человек), 2 лицея (численность обучающихся – 1816 человек); 2 дневные общеобразовательные организации, реализующие программы основного общего образования (численность обучающихся – 263 человека), 1 открытая (сменная) общеобразовательная школа (численность обучающихся – 260 человек).
Из 37 общеобразовательных организаций три являются организациями, расположенными в сельской местности (численность обучающихся – 1 415 человек), четыре – малокомплектными школами (численность обучающихся – 491 человек). В 9 общеобразовательных организациях реализуются программы дошкольного образования (численность обучающихся – 1 113 чел.), в 6 общеобразовательных организациях – программы углублённого изучения отдельных предметов (численность обучающихся – 2388 чел.), в 18 общеобразовательных учреждениях на уровне среднего общего образования – профильное обучение (численность обучающихся – 1 611 чел.).
В системе образования Ангарского городского округа 5 учреждений дополнительного образования, каждое из них по-своему уникально:

В рамках профильного образования функционируют классы МВД, классы ГУФСИН и МЧС, РОСНЕФТЬ-классы, железнодорожный класс. В сфере образования реализуются проекты «Агробизнес образование» (МБОУ «Савватеевская СОШ»), где целью проекта является формирование у обучающихся комплекса профессиональных и предпринимательских компетенций в сфере АПК, устойчивой мотивации на самореализацию в условиях сельского социума к продолжению образования и продуктивной трудовой деятельности. Немаловажен и проект «Этнокультурная составляющая образования», в основе которого лежит изучение и сохранение традиций народа путём изучения бурятского языка в МБОУ «СОШ №16» в селе Одинск.
«На территории Ангарского городского округа есть населённый пункт, в котором практически всё население бурятской национальности. Нужно сказать, что и школа работает здесь в этом направлении: в учреждении бурятский язык изучается со второго класса, функционируют различные курсы по изучению и сохранению традиций бурятского народа», – поделилась опытом начальник отдела общего и дополнительного образования Гапаненко Татьяна Анатольевна.
Помимо прочего, в ангарских школах реализуются проекты «Школа нового поколения», «Юный исследователь», «Базовая школа РАН», «Мир моих интересов» и многие другие.
Активно участвуют школы города в движениях WorldSkills и JuniorSkills, среди участников 20 победителей и призёров.
Интересным опытом является подготовка математических кадров в системе общего и дополнительного образования города Ангарска. В качестве средств непрерывного математического образования школьников выступают научно-исследовательские работы, олимпиады и турниры, профильные смены, интеллектуальные игры и марафоны, РЦ Олимп. Модель системы развития и сопровождения школьников реализуется на базе МБОУ «СОШ №10 с углублённым изучением отдельных предметов». Реализуется в этой школе и проект «Развитие дистанционного образования», который представляет собой обучение по вопросам безопасности жизнедеятельности с применением современных технологий и обучающих программ методом дистанционного обучения, разработанным Главным управлением МЧС России по Иркутской области.
Одно из перспективных направлений в городе — работа с социально-ориентированными НКО, прежде всего «Иркутским областным советом женщин». При Совете женщин созданы Ассоциации руководителей клубов молодых семей Иркутской области (17 клубов молодых семей), женщин-предпринимателей Иркутской области (15 женщин-предпринимателей), председателей Советов отцов Иркутской области (59 советов отцов).
«Именно через Совет отцов у нас идёт взаимодействие в решении конфликтных ситуаций. Мы последние три года активно занимаемся изучением педагогических практик, помогающих в разрешении конфликтов, проводим курсы для наших педагогов. Мы понимаем, для того, чтобы педагог мог разрешить любой конфликт, мы должны его этому обучить, мы должны ему в этом помочь», – считает начальник управления образования Лариса Ивановна Лысак.
«Иркутский областной Совет женщин» является учредителем ряда общественных организаций и объединений, руководители которых – члены Президиума совета, в том числе Совет курирует проект «Наставничество как путёвка в жизнь». Последний направлен на подготовку детей и подростков из неполных семей, имеющих проблемы в жизни, в семье и в обществе, их духовно-нравственное, гражданско-патриотическое и трудовое воспитание. Он формирует стойкое неприятие к негативным явлениям, пропагандирует здоровый образ жизни, решает задачи улучшения качества семейного воспитания.
Взаимодействие с общественными организациями привело к созданию Родительского открытого университета, который создаётся на базе отдельных образовательных организаций, позволяет родителям пройти обучение азам психологии и педагогики. Такой опыт может быть взят на заметку. Его реализация возможна через систему дополнительного образования взрослых, что позволит ответить на потребность определённой части родительской общественности в углублённых знаниях по особенностям воспитания детей.
Интересным опытом ангарских коллег является квест-комната, организованная в рамках дополнительного образования, «Станция юных техников». Обучающий тематический проект «Виртуальные квест-комнаты» направлен на развитие индивидуальных творческих способностей и интересов детей и подростков в области научно-технического и художественно-эстетического творчества. «Это необычные квесты. Это квесты, где нужно не только выполнить тестовые задания и разгадать загадки, но и познакомиться с видеороликами, содержащими интересные факты. Например, «Почему пожарное ведро имеет форму конуса?»
Интересной показалась и установка коллег из СОШ №27, согласно которой, как говорит директор этой школы, «язык не цель образования, а инструмент для достижения других образовательных целей». Это в итоге привело школьников из СОШ №27 к созданию аудиогида для местного «Музея часов» на разных языках. Практикоориентированные проекты действительно позволяют повысить качество обучения иностранному языку через повышение мотивации ребят.
Также нашей командой был отмечен проект «Лесная школа. Четыре времени года» для детей начальной школы, попавших в трудную жизненную ситуацию. Реализация проекта осуществляется в детском оздоровительном лагере «Лукоморье», где ребята заняты декоративно-прикладным творчеством, спортивно-оздоровительной деятельностью.
Это очень важный проект особенно для детей, которые практически все свое свободное время проводят, блуждая по сайтам интернета и, к сожалению, не в учебных целях. Попадая в живописные места предгорья Восточных Саян, вблизи села Савватеевка, на расстоянии 30 км от Ангарска, в окружении первозданного соснового бора, на свежем воздухе, дети наполняются силой, бодростью, здоровьем. Они под руководством опытных специалистов учатся слышать природу, любить и беречь ее. Ребята радуются мелководной реке Ода, знакомятся с разновидностью рыбы, зверей, птиц и насекомых. Они полностью погружаются в мир прекрасного: сказок и легенд в виде застывших деревянных скульптур. С помощью игровых технологий ребята получают не только новые знания, но и житейские навыки. Они учатся в «Лукоморье» делать чудеса своими руками.
Стоит отметить и другие интересные проекты, среди которых интеграция элементов профилактики негативных правонарушений в курсы предметов средней школы, создание индивидуальных образовательных маршрутов молодых педагогов и др.
Управление образования, а также директорский корпус образовательных учреждений города Ангарска в свою очередь попросили московских специалистов в области образования рассказать о тех эффективных и результативных технологиях, которые есть в столице. В ходе обсуждений директора ангарских школ проявили интерес к структуре управления московских школ, аттестации педагогических и руководящих работников, формульной системе финансирования и оплаты труда, системе повышения квалификации, цифровым инструментам управления современной школой.
Активно обсуждались вопросы работы «Московской электронной школы». Сибирские коллеги заинтересованы в выявлении стратегических направлений сотрудничества и развитии возможных совместных проектов городов Москва и Ангарск, а также в заимствовании выделенных коллегами при общении следующих ценностей столичной системы образования:

  • консолидация;
  • открытость;
  • развитие талантов;
  • на шаг впереди;
  • социализация.

Как отметила заместитель мэра Ангарского городского округа Сасина Марина Степановна, представленный опыт важен именно с точки зрения результативности новых механизмов управления образовательными организациями.
Итогом поездки стало подписание соглашения о сотрудничестве между школами города Ангарска и города Москвы. В планах – подписание соглашений о сотрудничестве между отдельными школами, а также приезд делегации Ангарского городского округа в Москву весной 2020 года.