Команда педагогов и директоров школ №1367 и №138 Москвы познакомилась с образовательными практиками Йошкар-Олы.

Общее о системе образования. Развитие муниципальной системы образования Йошкар-Олы осуществляется с учетом основных приоритетов государственной образовательной политики, стратегической целью которой является повышение доступности качественного образования. С целью учета интересов, склонностей и способностей обучающихся, создания условий для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования в общеобразовательных учреждениях города реализуются программы предпрофильной подготовки и профильного обучения, а также осуществляется углубленное изучение отдельных предметов.

Российское движение школьников – пилотная площадка. В Гимназии №14 учащиеся приобщаются к национальной культуре, получают опыт этнокультурного самовыражения посредством изучения в рамках образовательного процесса марийского языка, организации воспитательных мероприятий, направленных на уважение к традициям, обрядам своего народа. Кроме того, Гимназия — пилотная площадка «Российского движения школьников». Учащиеся приняли участие во Всероссийской спортивной акции «Сила РДШ», проекте «Школа гражданской активности», а также в комплексе мероприятий «Читай с РДШ».

Многопрофильное обучение. В школе «Лицей Бауманский» на основе кооперации с вузами сложилась многопрофильная модель обучения. В старшей школе сформировано пять профилей в соответствии с образовательными и жизненными установками большинства старшеклассников: информационно-технологический, гуманитарно-филологический, экономико-правовой и медицинский. Лицей имеет договоры о сотрудничестве с ведущими вузами республики Марий Эл, медицинскими вузами городов Кирова и Самары, а также медицинским колледжем г. Йошкар-Олы.

Элективные курсы ведут преподаватели вузов, расширены возможности социализации учащихся через систему учебных практик в соответствии с профилем обучения. Это «Архив и история народа», «Основы медицинских знаний и сестринское дело», «Волонтёрство», «Основы государственного права». Система учебной деятельности школы приближена к высшей: все уроки сдвоены, предусмотрена промежуточная аттестация учащихся10-11классов в форме недельной зачётной сессии в зимний период, летние переводные экзамены для десятиклассников; практикуется обучение экстерном для учащихся выпускных классов.

Предпрофильные элективные курсы. Образовательные программы, реализуемые в Лицее №11 им. Т.И. Александровой, обеспечивают углубленное изучения предметов в отдельных классах: математика с 5 класса, физика с 7 класса, биология с 6 класса, химия и обществознание с 8 класса. В Лицее проектируются предпрофильные элективные курсы трех видов: предметные, межпредметные и ориентационные. Предметные — позволяют реализовать интерес учащегося к учебному предмету, подготовиться к выбору профиля обучения. Межпредметные — знакомят учащихся с комплексными задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, формируют общеучебные и общекультурные знания, умения и навыки. Ориентационные курсы — поддерживают мотивацию к тому или иному профилю обучения, позволяют пройти профессиональные пробы и проектировать профессиональную карьеру.
В Лицее разработаны и реализуются междисциплинарные курсы «Я умею» и «Я учусь у природы», в рамках которых учащиеся 5-9 классов приобретают навыки исследовательской деятельности.

Экспериментальная деятельность. В Гимназии №4 им. А.С. Пушкина большое внимание уделяется экспериментальной деятельности. Коллектив гимназии постоянно находится в творческом инновационном поиске. Исследовательская и проектная деятельность в Гимназии осуществляется в рамках работы научного общества обучающихся «Открытый мир» и научного общества учителей «Эйдополис». Реализуются проекты:

  • «Педагогические условия формирования умения учиться обучающихся 5-6-х классов на основе усвоения УУД».
  • «Формирование УУД на уроках ИЗО в начальной школе».
  • «Апробация учебно-методического комплекса «География Республики Марий Эл» в 10-11 классах общеобразовательных организаций».