Пряжникова О.В.,
учитель истории и обществознания Школы №641 имени С. Есенина

Участвуя в обсуждении Стратегии развития московского образования на период до 2025 года подумалось вот о чём: а почему бы не спросить мнение самих учеников об этой стратегии и не предложить им тоже высказаться по этому поводу?!

Решено — сделано. Провела в двух классах такое обсуждение. Ребята по желанию объединялись, кто — в мини-группы (3-5 чел), кто — в пары, и после краткого изложения и объяснения сути Стратегии 2025 им было предложено сначала высказать своё отношение к предлагаемым новым вариантам обучения (что нравится, а что, быть может, смущает, какие «плюсы» и «минусы» они видят), а затем выбрать один из возможных «минусов», одну из проблем, требующих решения, и предложить свои варианты выхода из неё. Так вот. Представляю вам их мнения, тем более, что обсуждение Стратегии 2025 продолжается и, возможно, мнения детей чем-то помогут, наведут на какие-то размышления. Что касается формулировок, в некоторых случаях я цитирую учеников, а в ряде случаев излагаю своими словами, группируя сходные мысли в один тезис).
Итак…
Что старшеклассникам нравится («плюсы»):
— повышение интереса к учёбе, процесс обучения перестанет быть нудным, не будет надоедающей однообразной рутины,
— развитие кругозора, коммуникативных навыков и самостоятельности у детей,
— раскрытие талантов ученика, возможность развивать свои способности и навыки,
— ранняя профориентация, возможность более осознанно и правильно выбрать профессию,
— учёт индивидуальных потребностей и ВСЕХ достижений учащихся,
— преодоление предвзятости и неравенства системы оценивания. Оценка знаний по независимым диагностикам более справедлива, чем оценка учителем,
— хорошо, что разнопланово и всестороннее будут оцениваться не только школьные знания, а самые разнообразные умения ребёнка,
— периодическое попадание в новые незнакомые коллективы, что позволит концентрироваться на материале урока, а не на общении с друзьями,
— возможность развиваться в социуме и набираться опыта в общении с разными людьми,
— больше возможностей для социализации, возможность смены коллектива, если не заладились отношения,
— в сменных коллективах больше шансов найти единомышленников и близких друзей, возможность знакомиться и общаться с новыми людьми и меньше контактировать с теми, кто неприятен,
— использование дополнительных образовательных ресурсов, а не только возможностей школ,
— равенство возможностей (возможность для каждого ученика учиться с использованием современного оборудования, независимо от того, есть ли оно в конкретной школе),
— возможность выбора, где и у кого учиться,
— положительное влияние разновозрастных групп: старшие – менторы, младшие – быстрое развитие,
— у каждого ученика будет шанс попробовать себя в разных сферах,

Какие видятся возможные «минусы»:
— многие не могут определиться с профилем, поэтому ранняя профилизация вызывает сомнение.
Если старшеклассник в какой-то момент решит поменять профиль, то ему будет стоить больших усилий нагнать программу другого профиля (если профилизация будет начинаться уже в 8-м классе, то к 10-11 классу образуется достаточно большой разрыв в базовом и профильном уровне знаний по тому или иному предмету),
— раннее самоопределение и раннее взросление,
— постоянная смена коллективов может пагубно влиять на психологическое состояние ученика. Некоторые с трудом привыкают к новым коллективам, некомфортно себя чувствуют среди малознакомых людей,
— большие финансовые затраты (со стороны государства),
— интеллектуальный уровень учеников станет ниже (объяснение не приведено),
— снижение ОБЩЕГО уровня знаний из-за ранней специализации и профилизации,
— увеличение нагрузки и утомления, стрессов (в том плане, что сейчас ученики могут заниматься в объединениях дополнительного образования просто для собственного удовольствия, не заботясь о высоких результатах, а при новой системе может начаться погоня за высокими баллами не только на школьных уроках, но и в системе дополнительного образования),
— разного рода экзамены, тестирования всегда вызывают стресс, поэтому, если результаты обучения будут оцениваться преимущественно по независимым диагностикам, то средний уровень оценок будет ниже, чем при нынешней системе (т.к. некоторые плохо пишут диагностики из-за волнения),
— уменьшение количества свободного времени,
— усталость и ухудшение самочувствия от частых разъездов и перемещений,
— частые перемещения создадут проблему обеспечения безопасности.

Предложенные варианты решения проблем?
В качестве проблем для решения все, в основном, выбирали две:
1) проблема неутомительных и безопасных перемещений по городу из одной ОО в другую;
2) проблема создания портфолио, в котором будут собираться сведения обо всех достижениях, фиксироваться все оценки, полученные в разных ОО.

Предложения по решению первой проблемы сводились, прежде всего, к необходимости наличия у школ собственного транспорта (автобусов и микроавтобусов), а также к выделению на дорогах специальных полос для школьного транспорта.
По решению второй проблемы предлагались следующие варианты:

  • отмена аттестатов и дипломов, введение табеля талантов и личностных качеств, soft skills;
  • электронный «банк данных», документы из которого можно, при желании, копировать на флешку или распечатывать, и дополняющая этот банк личная пластиковая карта учащегося, вся система работает по принципу банковских карт и банкоматов: в каждом ОО зачисляют на эту карту баллы, оценки в электронном виде, а потом их можно с карты сбрасывать в «архив», в «банк данных»;
  • использование для сбора оценок уже существующего электронного дневника, который будет расширен и усовершенствован;
  • электронное портфолио в виде веб-сайта, где у каждого ученика будет свой аккаунт, причём там будут не только собираться оценки, грамоты, сертификаты, но и размещаться проектные и творческие работы ученика, отзывы и рекомендации учителей… Соответственно, доступ к аккаунту должен быть не только у самого ученика, но и у его родителей, и у всех его педагогов, наставников… А также эта электронная система может быть порталом, через который абитуриенты отправляют свои документы из портфолио в вузы.