Федорова Ю.В., начальник Управления МЦРКПО

Вы просыпаетесь, умываетесь, укладываете волосы, делаете макияж, садитесь в кресло и… включаете веб-камеру. Узнали себя? Сегодня дорога из дома в школу и для учителя, и для учеников занимает всего несколько шагов. Поэтому так важно не забывать о визуальной составляющей дистанционных занятий.
Вот несколько проверенных на практике советов и хитростей.

ТЩАТЕЛЬНО ПРОДУМЫВАЙТЕ СВОЙ ВНЕШНИЙ ВИД

Помните, что вас внимательно разглядывают десятки детских глаз.
Будьте красивыми! Старайтесь каждый день вносить хотя бы один элемент новизны в свой внешний вид – это может быть шейный платок, пиджак, заколка, причёска, рубашка и пр.

Ну и, конечно, помните: если вы решите провести дистанционный урок в своих привычных домашних штанах, вставать в кадре уже нельзя!

ПОЗАБОТЬТЕСЬ О ФОНЕ, НА КОТОРОМ ВЫ ВЕДЁТЕ УРОК

Пусть на заднем плане дети видят «культурный» фон, например, книжные полки! Если вы работаете в Zoom, лучше всего развернуть компьютер вебкамерой к стене: если цвет стены будет однотонным, вы легко сможете выбрать виртуальный фон. Подберите ненавязчивые, нейтральные заставки для своих уроков: например, для геометрии это может быть изображение с геометрическими фигурами, а для литературного чтения – с книгой. Посмотрите, не входит ли в кадр открытая дверь или что-то лишнее? Всё вокруг должно быть аккуратно – в квартире и у учителя, и у его учеников.

СЛЕДИТЕ ЗА СВОИМИ ЖЕСТАМИ В КАДРЕ

Так же, как слова-паразиты, нам ужасно мешают «мусорные» жесты. Многие из нас, задумавшись, чешут нос, теребят волосы, бороду и т.д.
Следите за своими руками! Не позволяйте им жить отдельной жизнью.
Сокращайте количество бессмысленных жестов!
Перед каждым выходом в эфир можно делать специальную мимическую зарядку. Это очень просто: надо энергично погримасничать или максимально широко открывая рот произнести по очереди все гласные звуки. Попробуйте – ваша речь будет звучать чётче, и вы уже не захотите помогать себе неоправданными жестами!

КСТАТИ, О НАЧАЛЕ УРОКА
Надо учитывать, что плодотворное время для онлайн урока – это 15-20, максимум 25 минут, и не тратить драгоценные минуты на организационные вопросы.

ЧЁТКО ПРОДУМАЙТЕ ПЛАН ОНЛАЙН УРОКА!

Лучше всего для этих целей подойдёт презентация. Набросайте на каждом слайде несколько опорных тезисов-мыслей. Замечено, что если урок идёт спонтанно, то вам приходится одновременно думать, объяснять, следить за экраном, пользоваться другими программами, открывать файлы – уходить в сторону, отвлекаться и тратить зря время!
Следуйте плану и таймингу!

ИСПОЛЬЗУЙТЕ МОТИВИРУЮЩИЕ КАРТИНКИ

Не бойтесь рассмешить детей! Не страшно, если после сложного пасса в решении тригонометрического уравнения они немного расслабятся и посмеются. Это только поможет им лучше сосредоточиться на следующем этапе. Эмоции очень нужны, потому что через экран ваша энергетика и личное обаяние или авторитет работают, увы, намного слабее.

ДАВАЙТЕ ЗАДАНИЯ ВНЕ КОМПЬЮТЕРА

Попросите учеников пройтись по квартире и пересчитать, например, сколько кубов, конусов и цилиндров «спрятано» в домашней обстановке. А более взрослым ребятам можно предложить заранее продуманное задание. Например, моя знакомая учитель химии попросила ребят пройти на кухню и понаблюдать за понаблюдать, насколько хорошо соль, сахар, сода и мука растворяются в воде и при каких обстоятельствах прекращают растворяться, т.е. когда получается насыщенный раствор!
Помните, никто не отменял домашние эксперименты и измерения – ведь в телефоне ребёнка целая цифровая лаборатория!

ДАВАЙТЕ БОЛЬШЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ВАШИМ УЧЕНИКАМ

Классно-урочную систему не удастся перенести в онлайн, поэтому неизбежно кто-то из учеников будет пытаться вас провести: выключить микрофон, заменить своё живое изображение аватаркой, начнёт заниматься другими делами…
Продумайте смену деятельности на уроке, особенно, ту её часть, когда ребята должны поработать самостоятельно.
Самостоятельная работа будет успешной, если ребята уже умеют это делать.
Давайте детям такие задания, которые будут ровно настолько, насколько нужно, сложными, ровно настолько, насколько нужно выполнимыми, и, конечно, интересными, не «занудными»!
Почаще представляйте себя в роли ученика, по другую сторону экрана!

И, конечно…
ПРОТИРАЙТЕ КАМЕРУ! 🙂