Штукотуров А.М.,
директор Школы №719

О реализации мегапроекта «Готов к учёбе, жизни и труду» в Зеленоградском АО города Москвы на примере ГБОУ Школа №719…

В Федеральном законе 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» говорится о введении в образовательный процесс сетевой формы взаимодействия, при которой осуществляется возможность освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, которые осуществляют образовательную и воспитательную деятельность.
Сетевое взаимодействие образовательных организаций сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным организациям Зеленоградского АО города Москвы динамично развиваться.
С сентября 2016 года ГБПОУ Политехнический колледж №50 совместно со школами округа реализует проект ДОгМ «Юные мастера»  проведение уроков технологии на базе колледжа. Для реализации проекта колледж обладает современной материально-технической базой и высококвалифицированным преподавательским составом. С каждой школой округа заключён договор о сетевом взаимодействии. Примерная форма размещена на сайте среднего профессионального образования Москвы.
Основа проекта – это практическое обучение, целью которого является формирование основ профессионального мастерства в определённой области деятельности, развития профессиональных компетенций.
В проекте принимают участие учащиеся 5-7 классов. В 2016 году – 2 школы, в 2017 году – 3 школы, в 2018 году – 6 школ.
За 2016 и 2017 годы прошли обучение более 1000 школьников по 6 направлениям:

  • основы кулинарии;
  • деревообработка (столярное дело);
  • информационные технологии;
  • введение в экономику;
  • металлообработка (слесарное дело);
  • основы швейного дела.

В 2018 году 100 обучающихся Школы №719 примут участие в проекте. В течение 2017-2018 учебного года была проведена огромная подготовительная работа: родительские собрания на базе колледжа и школы, мастер-классы для родителей и обучающихся, экскурсии по колледжу, чтобы родители смогли убедиться в том, что обучение проводится на современном высокотехнологичном оборудовании.
Занятия будут проходить еженедельно в течение полугодия по 4 часа. В первом полугодии в расписании – ИЗО и музыка в школе, а во втором полугодии – технология.
Итогом обучения станут практические результаты деятельности школьников: например, изготовленные ими кухонные прихватки и фартуки, скворечники, кормушки для птиц, книги рецептов и многое другое. Также каждый школьник получает сертификат об освоении компетенций.
При реализации этого проекта могут возникнуть трудности, которые мы пытаемся предусмотреть заранее:
1) транспортная доступность – передвижение школьников из школы в колледж;
2) «устаревшее» мнение родителей о системе СПО.
После проведения пробных уроков и мастер-классов в колледже, мы решили провести опрос среди обучающихся. Предлагаем вам ответы (стилистика сохранена).

Вопрос 1: Нравится ли Вам такая форма проведения урока Технологии?
30% школьников ответили – да, 70% – очень нравится.

Вопрос 2: Кем бы вы хотели стать?
60% школьников не определились, а остальные ответили: «поваром в Италии», «архитектором», «кондитером», «инженером», «финансовым директором», «дипломатом», «полицейским», «врачом», «учителем. А ещё встретились вот такие два замечательных ответа – «хорошим человеком»!

Вопрос 3: Что нового Вы узнали о профессиях?
«Это сложно и увлекательно», «Это тяжелый труд», «Я думала, что готовить легко, а нужно прикладывать много усилий», «Экономика мне точно не по плечу».

Вопрос 4: Что было интересного на уроках?
«Было интересно создавать что-то своими руками, например, скворечники», «Экономические задачи и ребусы. За ответы мы зарабатывали баллы, наша команда заработала больше всех!» «Готовка была просто восхитительна, а поедание – пальчики оближешь».

Вопрос 5: Что нового Вы узнали о колледже, о преподавателях?
«В колледже интересно и круто», «Понятно объясняют», «Тут можно сдать на права», «Ничего!», «И тут как в школе надо учиться», «Юморные студенты».

В рамках развития системы дополнительного образования колледжа и школы проходит подготовка к Чемпионатам JuniorSkills и WorldSkills, которые являются неотъемлемой частью движения WorldSkills Russia.
В 2017 году на базе колледжа школьники совместно со своими преподавателями готовились по 4 компетенциям Регионального Чемпионата JuniorsSkills и WorldSkills,. Результаты заочного отборочного этапа – 1 призовое место, на очном этапе – 2 призовых места.
Ещё один совместный проект, реализуемый в этом учебном году – «Профессиональное обучение без границ». Одной из главных целей является ранняя профессиональная социализация лиц до 18 лет. Особенность проекта в том, что приглашаются школьники, не имеющие основного общего или среднего общего образования. Проект предполагает освоение основных программ профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджета города Москвы. В результате обучения учащиеся одновременно с аттестатом об основном общем или среднем общем образовании приобретают возможность получения свидетельства о профессии рабочего, служащего с присвоением квалификации. На сегодняшний день свидетельство получили 37 школьников 7-х классов, прошедших обучение по профессии 16675 «Повар».
Многие школьники будут в летний период находиться в городе и для них на базе колледжа запланировано проведение занятий системы дополнительного образования. Всего будет открыто 8 направлений.
А для учащихся начальной школы традиционно проходят профориентационные квесты «Путешествие в Мастерград». У нас этот проект проходит по сценарию «Страна фиксиков», где студенты колледжа в игровой форме рассказывают ребятам о профессиях и специальностях.
Для школы все эти проекты очень важны, так как служат ранней профориентации школьников.
В планах на 2018-2019 учебный год – подготовка школьников к чемпионату JuniorSkills по 5 компетенциям, лиц с ОВЗ к международному чемпионату «Абилимпикс», профессиональное обучение для школьников 6-8 классов, проведение уроков технологии для 100 школьников по 4 направлениям.
Погружение в производственную среду колледжа даст каждому школьнику возможность овладеть практическими умениями и навыками, используя современное высокотехнологичное оборудование, определиться с выбором будущей профессии и сделает среднее профессиональное образование открытым, доступным и более привлекательным для москвичей.