Комара Е.А.,
директор Школы №1589

Сегодня есть необходимость в прогрессивных подходах к образованию, отвечающих вызову актуальных задач и соответствующих современным запросам и реалиям…

Нередко мы подходим к процессу организации обучения «одновременно и единообразно», забывая о том, что обучение, организованное таким способом, оказывается не в равной степени эффективно для всех учащихся, так как не учитывает индивидуальные различия в учебной деятельности. Кто-то быстро усваивает новый материал, а кому-то необходимо больше времени. Один ученик лучше воспринимает новую информацию со слуха, другой нуждается в дополнительном зрительном подкреплении. Решить поставленные учебные задачи всем ученикам класса поможет дифференциация обучения, цель которого – обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей и склонностей.
В процессе школьного обучения разнообразие и гибкость индивидуальных стилей позволяют учащимся с разными особенностями нервной системы, разной структурой способностей и интеллекта добиваться равной эффективности при выполнении одной и той же деятельности.
Одной из эффективных форм дифференциации процесса обучения в нашей школе является дифференциация по стилям учения.
В практике стиль учения определяется как устойчивый способ освоения нового опыта, восприятия и переработки новой информации и выделяются четыре ведущих стиля учения: деятель, ученый, практик, аналитик (схема 1). Каждый стиль имеет определенную основу, эффективные и неэффективные методы для освоения нового опыта, рекомендуемые формы работы.

 

Знание о стилях учения позволяет осознанно использовать сильные стороны каждого стиля, терпимо относиться к предпочтениям других, развивать или компенсировать недостаточно развитые способности.
Обучение с учётом стиля учения будет более эффективным, если давать каждому возможность осваивать новый опыт с опорой на свой собственный стиль. Для расширения индивидуальной «палитры» способностей учащихся лучше предлагать на уроке разные формы работы, чтобы каждый ученик мог освоить тему в наиболее удобной форме, например, работу в малых группах с разными типами заданий. На уроке можно предоставить возможность «Практикам» ответить на какой-то практический вопрос, «Деятелям» обсудить разные мнения в «живой форме», «Аналитикам» поработать с новой информацией, а «Учёным» объединить полученные новые сведения в общую итоговую информацию. Прекрасно зарекомендовавшей себя является также работа в группах смешанного состава с общей учебной проблемой, где каждый учащийся выбирает подходящую под его стиль учения задачу, а в целом получается эффективная командная работа, где каждый участник вносит свой весомый вклад в общее дело.
Практика использования стилей учения не случайно сочетается с принципами обучения по программе Международного Бакалавриата, в основе которой лежит организация учебного процесса, учитывающая индивидуально-типологические особенности личности.
Для организации дифференцированного обучения педагогами-психологами нашей школы была разработана система мониторинга, позволяющая отслеживать актуальную и разностороннюю   информацию о стилистике учения наших учеников. В ходе мониторинга измеряются и отслеживаются следующие данные учащихся:

  • тип нервной системы и физиологические особенности;
  • особенности внимания;
  • особенности восприятия и переработки информации;
  • особенности мышления;
  • личностные особенности;
  • особенности мотивационной сферы.

Полученные данные активно используются в практике педагогическим коллективом школы. Это находит отражение прежде всего в повседневной работе учителей: получая рекомендации от педагогов-психологов об особенностях детей и их ведущего стиля учения, каждый педагог имеет возможность выстраивать свою ежедневную деятельность с наибольшей эффективностью для каждого учащегося и учебной группы в целом.
Для большей наглядности приведем пример соотношения стилей учения в 6 и 9 классах и принципов составления рекомендаций по каждому классу. Среди учеников 6 класса стили учения представлены следующим процентным соотношением:

  • 33% имеют стиль учения «Деятель»;
  • 15% имеют стиль учения «Аналитик»;
  • 33% имеют стиль учения «Учёный»;
  • 19% имеют стиль учения «Практик».

В свою очередь, среди учеников 9 класса стили учения представлены следующим процентным соотношением:

  • 38% имеют стиль учения «Деятель»;
  • 50% имеют стиль учения «Аналитик»;
  • стиль учения «Учёный» не встретился ни у одного из учеников;
  • 12% имеют стиль учения «Практик».

 

В зависимости от соотношения стилей учения в каждом конкретном классе учителя выбирают наиболее эффективные для каждого из них способы подачи, материалы, форматы проведения урока и организуют общешкольные учебные мероприятия (предметные недели погружения, ассамблею основной школы, конференцию старшеклассников и т.д.).
Так учащиеся, которые имеют ведущий стиль учения «Практик», в процессе приобретения новых знаний стараются увидеть их практичность и эффективность применения, т.к. новые сведения для них являются средством для решения конкретных задач. Ученики, имеющие ведущий стиль учения «Аналитик», будут стараться посмотреть на ситуацию с разных позиций: собирать информацию (наблюдать, выслушивать чужие высказывания); анализировать её и только потом высказываться или действовать самостоятельно. Для учащихся, чей ведущий стиль учения «Учёный», в учебном процессе важна возможность строить целостные идеи, подходы, схемы. Они предпочитают развивать идеи, искать стройные, сбалансированные представления и подходы прежде, чем перейти к каким-либо действиям. Ученики, имеющие ведущий стиль учения «Деятель», предпочитают «делать дело», нежели сидеть и размышлять. Они поглощены опытом и учатся с интересом, только если знания связаны с новизной.
Однако учителя знают, что дети с определенным стилем учения могут получать задания не только в своей стилистике. Поэтому учитель, расширяя палитру способностей учащихся, но и при этом, не игнорируя тот факт, что каждый человек наиболее эффективно воспринимает информацию в своей форме, представляет на уроке разные формы работы, чтобы каждый ученик мог освоить тему.
Так в ходе занятия, проходившего на предметной неделе погружения в точные науки, при изучении темы «Теория большого взрыва» учитель, учитывая специфику 6 класса (все стили учения представлены и примерно в равных пропорциях), разделил учащихся на группы по стилям учения и предложил придумать и представить в конкретных формах собственные модели Вселенной. Группа «Деятелей» представила свою модель в виде театрализованного представления, в котором один ученик получил роль Солнца и рассказчика, а остальные участники играли роли планет, их спутников и метеоритов. Представляя свою модель Вселенной, группа «Практиков» продемонстрировала придуманный ими эксперимент. Участники, используя модели, сделанные из бумаги, показали процесс зарождения Вселенной и выстраивания планет вокруг звезды. Группа «Аналитиков» представила свою модель Вселенной, изобразив ее в виде схемы на доске. А группа «Ученых» в лекционной форме рассказала о модели Вселенной , представив свою теорию ее зарождения.
А в 9 классе, учитывая то, что в нём оказались не все стили и один стиль представлен только у одного учащегося, урок строился по-другому. Так учителем на уроке литературы были предложены различные задания. «Аналитикам» нужно было провести анализ отрывка произведения «Горе от ума» и дать информацию о чувствах и переживаниях героев. А группа «Деятелей» с опорой на информацию, полученную от «Аналитиков», должна была воспроизвести эту сцену, продемонстрировав наглядно чувства и переживания героев. Учащийся, имеющий стиль учения «Практик», на данном занятии имел возможность присоединиться к любой из групп. Он работал вместе с группой «Деятелей».
Таким образом, на уроках учащимся удавалось ответить на практический вопрос, обсудить разные мнения в «живой форме», поработать с новой информацией и объединить полученные новые сведения в общую систему. Тем самым были учтены стили учения каждого класса, что способствовало хорошему усвоению новых знаний.
На методических семинарах в нашей Школе педагогического мастерства учителя обсуждает теорию и практику дифференциации обучения с наглядными примерами по стилям учения по конкретным классам и интересующим группам учащихся, анализируют интересные сложные случаи и возможные формы работы.
В настоящий момент работа по дифференциации обучения все более индивидуализируется, разрабатываются индивидуальные маршрутные листы и рекомендации на отдельных учащихся, проводятся индивидуально ориентированные психолого-педагогические консилиумы.
Итак, отвечая на вопрос Как организовать школьное обучение, чтобы каждый учащийся мог стать успешным?, можно ответить, что одним из эффективных способов может являться дифференциация обучающихся по стилям учения.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

Отправить