Аргунова М.В.,
профессор МЦРКПО, д.п.н., к.б.н.
Ермаков Д.С.,
профессор МЦРКПО, 
д.п.н., к.хим.н.

Выпускнику школы надлежит не только ориентироваться в мире профессий, но и понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы. Один из важнейших результатов общего образования – осознанный выбор будущей профессии [1]…

Ещё совсем недавно профессии экологического профиля казались новыми, например, лаборант-эколог, аппаратчик-оператор экологических установок, техник по защите окружающей среды, специалист по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, специалист инспекции государственного экологического контроля и анализа, инспектор по охране природы, инженер по охране окружающей среды (эколог) [2]. Однако жизнь не стоит на месте. Система образования и рынок труда должны реагировать на современные достижения науки и техники, а также запросы общества и государства [3, 4].
В подготовке экологических кадров тоже заметны инновации, например, введение бакалавриата и магистратуры вместо привычных специальностей, упразднение профессиональных училищ и обучение рабочих в организациях профессионального и высшего образования. Появляются должности специалистов в области устойчивого развития, «зелёной» экономики, экологического менеджмента и дизайна и пр.
Профессия эколога уже не отождествляется только с понятием «человек – природа». Он должен уметь работать с растениями, животными, микроорганизмами, с техникой, с информацией и, конечно, с людьми [5]. Экологическая подготовка может иметь как самостоятельное (например, в области био- или геоэкологии, природопользования), так и вспомогательное (например, в области экологического права, социальной работы) значение.
Какие профессии будут востребованы в будущем? Будет ли среди них место экологии и экологам? Какие качества необходимы специалисту XXI века? При ответе на эти вопросы возможны два подхода.
Первый – прогноз – ведёт в будущее из настоящего и прошлого, в основном, следуя традиции. Так, ФГОС высшего образования по направлению подготовки «Экология и природопользование» определяет различные объекты профессиональной деятельности будущих экологов: природные, антропогенные, природно-хозяйственные, эколого-экономические, инженерно-экологические, производственные, социальные; государственное планирование, контроль, мониторинг, экспертиза экологических составляющих всех форм хозяйственной деятельности; предприятия по производству рекультивационных работ и работ по созданию культурных ландшафтов и охране земель сельскохозяйственных поселений; техногенные объекты в окружающей среде; средства и способы, используемые для уменьшения выбросов в окружающую среду; процесс создания нормативно-организационной документации в области рационального природопользования, экологической безопасности, проведения мероприятий по защите окружающей среды от негативных воздействий, рациональное природопользование; образование, просвещение и здоровье населения, демографические процессы, программы устойчивого развития на всех уровнях.
Выпускники бакалавриата и магистратуры должны быть готовы к решению широкого круга различных задач в рамках производственно-технологической и проектно-производственной, контрольно-ревизионной и экспертной, организационно-управленческой, научно-исследовательской, проектной и педагогической деятельности [6, 7]. Зарубежные коллеги, прогнозируя развитие экологической профессии в XXI веке, выделяют несколько её составляющих: сферы, контексты и экотопы. Для каждой из полученных областей необходим набор знаний, умений и навыков, включая как собственно экологические, «предметные», так и «метапредметные» [8].
Второй путь, ведущий из будущего в настоящее, получил название форсайт. Форсайт (англ. foresight – предвидение) – способ представить, как будет развиваться мир в перспективе, с целью определения областей стратегических исследований и технологий, которые вероятно смогут принести наибольшие экономические и социальные выгоды. Эта технология позволяет заглянуть в будущее на основе опроса экспертов. Участники форсайта исследуют актуальные тенденции и тренды, которые появляются в экономике, обществе, науке, и на основании полученных данных моделируют образ будущего. При этом предлагаемые варианты выходят за рамки привычного мировоззрения, представляются на сегодня нереальными, иногда даже парадоксальными [9].
Несмотря на кажущееся сходство, форсайт отличается от прогноза. Задача форсайта – не просто определить, в каком направлении будет двигаться цивилизация, но и предложить конкретную последовательность действий для достижения поставленных целей. Основные принципы форсайта:

1) будущее можно создать, оно зависит от нынешних усилий;
2) будущее вариативно, оно не проистекает из прошлого, а зависит от наших решений;
3) в целом будущее нельзя предсказать достоверно, но можно подготовиться к будущему, которого мы хотим, или самим подготовить его [10].

Обобщая результаты отечественных и зарубежных форсайт-исследований [11, 12], можно выделить следующие экологические профессии будущего (как специалистов, так и рабочих): локализатор, монтёр биоплёнок, мусорный дизайнер, парковый эколог, проектировщик систем рекуперации, ревайлдер, рециклинг-технолог, системный горный инженер, сити-фермер, специалист по локальным системам энергоснабжения, специалист по преодолению системных экологических катастроф, фермер-гидропоник, экоаналитик в добывающих отраслях, экоаудитор, эковожатый, эколог-урбанист, экопроповедник, электрозаправщик, энергоаудитор.
В целом во всех отраслях появляются специалисты, занимающиеся вопросами экологии: снижением вредных выбросов, утилизацией и вторичной переработкой отходов, использованием материалов и технических решений, наносящих меньший вред природе, рациональным использованием ресурсов, изменением производственных практик и образа жизни людей в сторону большей экологичности, а также восстановлением нарушенных экосистем. К сожалению, в настоящее время экологические компетенции не вполне воспринимаются как общепрофессиональные, оказывают слабое влияние на профессиональную карьеру молодых людей [13]. Современное школьное экологическое образование направлено, в основном, на изучение экологии как науки. Степень готовности учащихся к практической экологической деятельности весьма низкая, мотивация личного участия в решении экологических проблем недостаточна. Представления современных школьников не вполне адекватны реалиям работы профессиональных экологов [14]. Вместе с тем известно, что профессиональное самоопределение старшеклассников в сфере экологии имеет как социальную, так и личностную значимость (познавательную, воспитательную, природоохранительную, игровую, профориентационную, эстетическую, здоровьесберегающую и др.); оно зависит от личностной позиции учащегося, а также от социальных ожиданий, адресованных ему как субъекту профессиональной экологической деятельности [15].
Как показывают результаты эмпирического исследования, в котором приняли участие 320 учащихся 9–11 классов города Москвы [16], в рейтинге привлекательности областей будущей профессиональной деятельности наиболее востребованы профессии социальной сферы, а экология, к сожалению, занимает одно из последних мест. В то же время, если сравнить два рейтинга экологических форсайт-профессий – по важности для городского хозяйства Москвы и по желанию старшеклассников получить ту или иную профессию и работать по ней, мы увидим, что для всех экологических профессий оценка их значимости для городского хозяйства выше, нежели стремление к работе по ней.
Таким образом, необходима целенаправленная профориентационная работа на экологические профессии. С этой целью разработан и апробирован комплект учебно-методических пособий «Экология в мире профессий» [17, 18]. Учебное пособие знакомит обучающихся 9–11 классов с ролью экологии и экологов в современном мире, с основными профессиями экологического профиля – настоящими и будущими, проблемами городского хозяйства столичного мегаполиса и перспективами их решения на основе принципов рационального природопользования, «зелёной экономики» и устойчивого развития. Практические работы позволят попробовать силы в освоении профессиональных компетенций специалистов-экологов. В рекомендациях для учителей и педагогов дополнительного образования представлены методические материалы, которые помогут им подготовить выпускников к осознанному выбору будущей профессии экологической направленности. В настоящее время ведётся разработка организационной модели среды профессионального самоопределения (ранняя профориентация, предпрофессиональная подготовка) московских школьников с учётом приоритетов мегапроекта «Интеграция программ разных уровней для достижения новых результатов» (программа интеграции общего, профессионального, дополнительного и высшего образования на межпредметной основе) [19] и образовательных ресурсов столичного мегаполиса [20].
Также для развития профориентационной работы с детьми необходима целенаправленная и системная работа с педагогами. В этом направлении МЦРКПО при участии ведущих ученых-экологов проводит курсы повышения квалификации по ключевым направлениям экологического образования, а также различные мероприятия – семинары, мастер-классы, круглые столы, в рамках которых педагоги образовательных организаций Москвы могут как получить необходимые теоретические знания, так и на практике научиться важным аспектам экологического образования школьников.

Аргунова М.В., профессор МЦРКПО, д.п.н., к.б.н.

Ермаков Д.С., профессор МЦРКПО,  д.п.н., к.хим.н.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

Отправить