Аргунова М.В.,
профессор МЦРКПО, д.п.н., к.б.н.
Ермаков Д.С.,
профессор МЦРКПО, д.п.н., к.хим.н.

Выпускнику школы надлежит не только ориентироваться в мире профессий, но и понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы. Один из важнейших результатов общего образования – осознанный выбор будущей профессии [1]…

Ещё совсем недавно профессии экологического профиля казались новыми, например, лаборант-эколог, аппаратчик-оператор экологических установок, техник по защите окружающей среды, специалист по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, специалист инспекции государственного экологического контроля и анализа, инспектор по охране природы, инженер по охране окружающей среды (эколог) [2]. Однако жизнь не стоит на месте. Система образования и рынок труда должны реагировать на современные достижения науки и техники, а также запросы общества и государства [3, 4].
В подготовке экологических кадров тоже заметны инновации, например, введение бакалавриата и магистратуры вместо привычных специальностей, упразднение профессиональных училищ и обучение рабочих в организациях профессионального и высшего образования. Появляются должности специалистов в области устойчивого развития, «зелёной» экономики, экологического менеджмента и дизайна и пр.
Профессия эколога уже не отождествляется только с понятием «человек – природа». Он должен уметь работать с растениями, животными, микроорганизмами, с техникой, с информацией и, конечно, с людьми [5]. Экологическая подготовка может иметь как самостоятельное (например, в области био- или геоэкологии, природопользования), так и вспомогательное (например, в области экологического права, социальной работы) значение.
Какие профессии будут востребованы в будущем? Будет ли среди них место экологии и экологам? Какие качества необходимы специалисту XXI века? При ответе на эти вопросы возможны два подхода.
Первый – прогноз – ведёт в будущее из настоящего и прошлого, в основном, следуя традиции. Так, ФГОС высшего образования по направлению подготовки «Экология и природопользование» определяет различные объекты профессиональной деятельности будущих экологов: природные, антропогенные, природно-хозяйственные, эколого-экономические, инженерно-экологические, производственные, социальные; государственное планирование, контроль, мониторинг, экспертиза экологических составляющих всех форм хозяйственной деятельности; предприятия по производству рекультивационных работ и работ по созданию культурных ландшафтов и охране земель сельскохозяйственных поселений; техногенные объекты в окружающей среде; средства и способы, используемые для уменьшения выбросов в окружающую среду; процесс создания нормативно-организационной документации в области рационального природопользования, экологической безопасности, проведения мероприятий по защите окружающей среды от негативных воздействий, рациональное природопользование; образование, просвещение и здоровье населения, демографические процессы, программы устойчивого развития на всех уровнях.
Выпускники бакалавриата и магистратуры должны быть готовы к решению широкого круга различных задач в рамках производственно-технологической и проектно-производственной, контрольно-ревизионной и экспертной, организационно-управленческой, научно-исследовательской, проектной и педагогической деятельности [6, 7]. Зарубежные коллеги, прогнозируя развитие экологической профессии в XXI веке, выделяют несколько её составляющих: сферы, контексты и экотопы. Для каждой из полученных областей необходим набор знаний, умений и навыков, включая как собственно экологические, «предметные», так и «метапредметные» [8].
Второй путь, ведущий из будущего в настоящее, получил название форсайт. Форсайт (англ. foresight – предвидение) – способ представить, как будет развиваться мир в перспективе, с целью определения областей стратегических исследований и технологий, которые вероятно смогут принести наибольшие экономические и социальные выгоды. Эта технология позволяет заглянуть в будущее на основе опроса экспертов. Участники форсайта исследуют актуальные тенденции и тренды, которые появляются в экономике, обществе, науке, и на основании полученных данных моделируют образ будущего. При этом предлагаемые варианты выходят за рамки привычного мировоззрения, представляются на сегодня нереальными, иногда даже парадоксальными [9].
Несмотря на кажущееся сходство, форсайт отличается от прогноза. Задача форсайта – не просто определить, в каком направлении будет двигаться цивилизация, но и предложить конкретную последовательность действий для достижения поставленных целей. Основные принципы форсайта:

1) будущее можно создать, оно зависит от нынешних усилий;
2) будущее вариативно, оно не проистекает из прошлого, а зависит от наших решений;
3) в целом будущее нельзя предсказать достоверно, но можно подготовиться к будущему, которого мы хотим, или самим подготовить его [10].

Обобщая результаты отечественных и зарубежных форсайт-исследований [11, 12], можно выделить следующие экологические профессии будущего (как специалистов, так и рабочих): локализатор, монтёр биоплёнок, мусорный дизайнер, парковый эколог, проектировщик систем рекуперации, ревайлдер, рециклинг-технолог, системный горный инженер, сити-фермер, специалист по локальным системам энергоснабжения, специалист по преодолению системных экологических катастроф, фермер-гидропоник, экоаналитик в добывающих отраслях, экоаудитор, эковожатый, эколог-урбанист, экопроповедник, электрозаправщик, энергоаудитор.
В целом во всех отраслях появляются специалисты, занимающиеся вопросами экологии: снижением вредных выбросов, утилизацией и вторичной переработкой отходов, использованием материалов и технических решений, наносящих меньший вред природе, рациональным использованием ресурсов, изменением производственных практик и образа жизни людей в сторону большей экологичности, а также восстановлением нарушенных экосистем. К сожалению, в настоящее время экологические компетенции не вполне воспринимаются как общепрофессиональные, оказывают слабое влияние на профессиональную карьеру молодых людей [13]. Современное школьное экологическое образование направлено, в основном, на изучение экологии как науки. Степень готовности учащихся к практической экологической деятельности весьма низкая, мотивация личного участия в решении экологических проблем недостаточна. Представления современных школьников не вполне адекватны реалиям работы профессиональных экологов [14]. Вместе с тем известно, что профессиональное самоопределение старшеклассников в сфере экологии имеет как социальную, так и личностную значимость (познавательную, воспитательную, природоохранительную, игровую, профориентационную, эстетическую, здоровьесберегающую и др.); оно зависит от личностной позиции учащегося, а также от социальных ожиданий, адресованных ему как субъекту профессиональной экологической деятельности [15].
Как показывают результаты эмпирического исследования, в котором приняли участие 320 учащихся 9–11 классов города Москвы [16], в рейтинге привлекательности областей будущей профессиональной деятельности наиболее востребованы профессии социальной сферы, а экология, к сожалению, занимает одно из последних мест. В то же время, если сравнить два рейтинга экологических форсайт-профессий – по важности для городского хозяйства Москвы и по желанию старшеклассников получить ту или иную профессию и работать по ней, мы увидим, что для всех экологических профессий оценка их значимости для городского хозяйства выше, нежели стремление к работе по ней.
Таким образом, необходима целенаправленная профориентационная работа на экологические профессии. С этой целью разработан и апробирован комплект учебно-методических пособий «Экология в мире профессий» [17, 18]. Учебное пособие знакомит обучающихся 9–11 классов с ролью экологии и экологов в современном мире, с основными профессиями экологического профиля – настоящими и будущими, проблемами городского хозяйства столичного мегаполиса и перспективами их решения на основе принципов рационального природопользования, «зелёной экономики» и устойчивого развития. Практические работы позволят попробовать силы в освоении профессиональных компетенций специалистов-экологов. В рекомендациях для учителей и педагогов дополнительного образования представлены методические материалы, которые помогут им подготовить выпускников к осознанному выбору будущей профессии экологической направленности. В настоящее время ведётся разработка организационной модели среды профессионального самоопределения (ранняя профориентация, предпрофессиональная подготовка) московских школьников с учётом приоритетов мегапроекта «Интеграция программ разных уровней для достижения новых результатов» (программа интеграции общего, профессионального, дополнительного и высшего образования на межпредметной основе) [19] и образовательных ресурсов столичного мегаполиса [20].
Также для развития профориентационной работы с детьми необходима целенаправленная и системная работа с педагогами. В этом направлении МЦРКПО при участии ведущих ученых-экологов проводит курсы повышения квалификации по ключевым направлениям экологического образования, а также различные мероприятия – семинары, мастер-классы, круглые столы, в рамках которых педагоги образовательных организаций Москвы могут как получить необходимые теоретические знания, так и на практике научиться важным аспектам экологического образования школьников.

Аргунова М.В., профессор МЦРКПО, д.п.н., к.б.н.

Ермаков Д.С., профессор МЦРКПО,  д.п.н., к.хим.н.