Матвеева Е.И.,
к.п.н., доцент Центра дошкольного и начального образования Московского института открытого образования

«В XXI веке безграмотным будет считаться не тот, кто умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться и переучиваться, используя умения читать и писать» (Алвин Тофлер)

Современный педагог заботится о том, чтобы процесс чтения был осмысленным и продуктивным. Проблемам смыслового чтения уделяется пристальное внимание на уроках в начальной школе – важнейшем этапе формирования особых умений учащихся, связанных с поиском, извлечением, анализом, обобщением разной информации.

Педагогу, работающему в начальной школе, важно рассмотреть на любом предметном содержании способы работы с информацией на примере разных текстов, используя стратегии смыслового чтения. Поскольку чтение является метапредметным умением, педагоги в активном исследовательском режиме учат детей понимать важность, необходимость открытия и применения приёмов, позволяющих извлекать информацию из разных текстов, моделей, схем, таблиц. Обучая детей принимать графически оформленную информацию, педагоги ставят важную задачу переработки данной информации в личностно-смысловые установки. Только в том случае, когда смысл текста становится значимым для читателя, и происходит решение познавательных и коммуникативных задач, вырабатываются алгоритмы действия с текстами разной жанрово-видовой специфики.
Проблемы смыслового чтения остро стоят перед всеми участниками образовательного процесса. На уроке под руководством педагогов должно происходить интересное «коммуникативное событие», в рамках которого в течение короткого времени проектируется траектория решения проблемы от непонимания к понимаю текста, открываются и используются в качестве эффективных способов стратегии смыслового чтения, проводится содержательная рефлексия. Польза смыслового чтения становится ощутимой, когда ребёнок начинает применять открытые способы в урочной деятельности и вне школы!
Педагогу необходимо осознать то, что современному ученику начальной школы важно предложить способы работы с текстом так, чтобы сам ребёнок сумел сделать выбор адекватного способа. Также важно, чтобы стратегии смыслового чтения давали результаты в ситуации, когда выбрано нужное и важное предметное и метапредметное содержание, когда учитываются современные условия, в которых живут наши ученики. Необходимо установить тесную связь между качеством чтения печатного текста и качеством чтения в электронной среде.
На различных семинарах в начальной школе педагоги могут в коллективной рефлексии обсудить ключевые понятия учебной деятельности: «мотивация», «действие чтения», «критерии познавательного интереса». Педагоги должны сосредоточить своё внимание на практической стороне формирования способов смыслового чтения, умении использовать все возможности анализа и интерпретации текстов с целью формирования компетентного читателя современного информационного общества.
Когда же сам педагог сможет достичь конкретного результата, формируя такого читателя? Только тогда, когда в классе будут созданы условия для формирования способов смыслового чтения. Только в том случае, если сам умеешь анализировать тексты, работать в пространстве Московской электронной школы, подбирать визуальный ряд, формулировать интересные, мотивирующие к поиску вопросы и задания, создавать атмосферу поэтапного поиска, блестяще владеть методикой работы с художественными и познавательными текстами.
Конечно, понимание текста – это сложный многогранный процесс. И если у учителя есть инструмент работы с текстом, он всегда сможет передать его учащимся, сделать процесс исследования ярким, запоминающимся и эффективным. Главное – ориентироваться на индивидуальность читателя, давать возможность каждому ученику использовать жизненный читательский опыт, развивать у него речевое чутьё, создавать условия для «перечитывания» текстов, вдумчивого, разумного погружения в замысел автора, который очень интересно открывать.
Отмечая сложный механизм чтения, учителя начальной школы вместе с учащимися могут на специально спроектированных учебных занятиях рассматривать сразу несколько эффективных способов чтения, обращаясь к художественным произведениям и научно-познавательным текстам. Сопоставляя задачи, которые адресуются к разным источникам информации, становится возможным в сравнительном анализе открывать особенности авторского замысла, а также обращать внимание на эмоциональную сторону ведения диалога по исследованию особенностей разных текстов, позволяющую мотивировать учащихся к самостоятельному поиску ответов на важные для них вопросы.
Важным аспектом организации уроков, связанных с извлечением смыслов из текстов разной жанрово-видовой специфики, является и техническая сторона организации процесса чтения. В частности, содержание и форма проведения уроков по литературному чтению могут служит «эталонами» проведения учебных занятий по любому предмету. Педагоги всегда готовы продолжать исследовать способы смыслового чтения, делиться опытом, делать новые открытия.