Осипенко О.В., учитель Школы №1358, почётный работник общего образования РФ

Однажды мне на глаза попалась цитата Александра Герцена: «Мы слишком привыкли к тому, что мы делаем и что делают другие вокруг нас, нас это не поражает; привычка — великое дело, это самая толстая цепь на людских ногах; она сильнее убеждений, таланта, характера, страстей, ума» (из цикла статей «Капризы и раздумье»). Подумалось, что это сказано специально для нас, учителей XXI века, рождённых и воспитанных веком XX….

Как же трудно учителю признать, что годами отработанная методика сегодня если и даёт результат, то значительно менее эффективный, чем 10 или даже 5 лет назад! А может дело не в методике, а именно в привычке идти по проторенному пути?! И эта «толстая цепь» не даёт нам ощутить радость педагогического творчества?!
Мы сегодня всё чаще делаем акцент на необходимости формирования целостной картины мира у наших учеников, но по-прежнему делим учебный процесс на урочную и внеурочную работу, на предметные области, проводим занятия в одном и том же специализированном кабинете….
А современный учитель, т.е. учитель, соответствующий уровню, требованиям настоящего времени, — это, прежде всего, конструктор образовательного процесса. Правильно поставить цели, выбрать образовательные приёмы и соответствующим образом построить учебное занятие — значит обеспечить его эффективность. Порой для этого необходимо выйти за рамки «привычного» — урока, предмета, места проведения, роли учителя и ученика и т.д.
Считается, что изобразительное искусство и мировая художественная культура —  «лёгкие» предметы, т.к. все дети любят рисовать, поэтому здесь не требуется специальной мотивации, а по МХК не бывает диагностических работ и ЕГЭ, что снимает с учителя определённую долю ответственности за результат обучения. Но это глубокое заблуждение. Каждый урок мне приходится доказывать своим ученикам, что искусство — это «инструмент», без которого любая область человеческой деятельности «мертва» и не имеет будущего! Т.к. именно в соприкосновении с искусством развивается способность человека к творчеству, т.е. к созданию нечто нового, прогрессивного. И в этой, достаточно сложной, задаче неоценимую помощь оказывает периодический выход за привычные рамки предмета и урока, а именно — сближение, взаимопроникновение различных предметных областей, урочной и внеурочной работы и даже различных образовательных технологий. Выходя за рамки чего-либо, есть опасность увлечься нововведениями и потерять некую цельность образовательного процесса. Поэтому очень важно чётко представлять себе главную цель, ради которой вносятся те или иные новшества, и иметь некую основу, вектор, остов, который не даст «заблудиться» на пути к решению поставленных задач. Для себя я чётко определила, что остовом преподавания моего предмета должно стать развитие метапредметных умений учащихся, а именно — критического мышления, без которого немыслим творческий процесс, и умения работать в команде, что является актуальным в любой сфере деятельности. При этом важно соблюдать определённые принципы в подходе к организации учебного занятия — принципа свободы выбора и обращения к личному опыту обучающихся, тем самым будет поддерживаться столь необходимая учебная мотивация. Таким образом, сложилась некая концепция модели учебного занятия:

  • развитие критического мышления;
  • формирование навыка работы в команде;
  • соблюдение принципа свободы выбора;
  • обращение к личному опыту обучающегося.

Несмотря на условную «лёгкость» предметов области искусства, я не сторонница развлекательных форм урока, и если мы играем на уроке, то это — игра деловая, требующая интеллектуальных усилий, решений каких-либо серьёзных задач. Однако для того, чтобы уйти от привычного антуража урока: класс, парта, доска, учитель, спины одноклассников — можно внести, пусть небольшие и незначительные, но регулярные изменения в саму атмосферу урока. Современных детей трудно удивить какими-то зрелищными средствами, а инновационное оборудование пока ещё «в пути», поэтому, как говорил известный мультипликационный персонаж, «используй то, что под рукой…». Что же у нас есть «под рукой»?
Во-первых — расстановка парт и рассадка учащихся. Периодически возможно менять конфигурацию парт в кабинете: рядами, кафедрами, группами по три-четыре-шесть-восемь мест, или же объявить «мобильный» класс, т.е. на время урока ученики сами расставляют парты. В чём идея? Развивая навык работы в команде, нужно предоставить возможность работать в разных командах: в паре, в группе по 3-4 человека, в группах от 5 до 8, 10 человек. (Вот один из результатов: если в начале года при виде новой рассадки ребята вставали в ступор, терялись, то сегодня их это не удивляет, а :

— вызывает интерес, почему так и что мы будем делать?!
— начинают решать проблему, с кем и как сесть… Естественно, под рассадку планируются соответствующие формы работы на уроке).

Следующая возможность внести разнообразие в организацию обучения, а заодно реализовать взаимопроникновение различных предметных областей (конвергентный подход): проведение урока вне кабинета. Таких мест в школе множество: рекреации, школьные музеи, актовый зал, библиотека, зимний сад или пришкольный участок…. Можно «арендовать» кабинет другой специализации: физики, биологии, математики, в зависимости от изучаемой темы. Например, гораздо интереснее урок изобразительного искусства на тему «Природа цвета», где речь идёт о спектре, свойствах цвета, провести в кабинете физики с демонстрацией опытов по преломлению света в призме. Или рассмотреть распределение света и тени на объёмных предметах в кабинете географии с демонстрацией теллурия, и на примере смены времени суток показать правила нанесения светотени.

Или вообще не выходить из кабинета, а в поисках необходимой информации войти в Интернет через так любимые нашими детьми гаджеты. Но, наверное, самое важное — это изменить отношение к самому преподаваемому предмету, посмотреть на него под другим углом. Несколько примеров.
Изобразительное искусство традиционно предполагает творческую деятельность. В среде учителей ИЗО мало приветствуются уроки, не содержащие практической части. Но уже с 5-го класса необходимо вводить теоретические занятия, т.к. нельзя отказываться от возможности, используя специфику предмета, развить надпредметные умения. Это могут быть различные трансформации текста: схемы, кластеры, мнемотаблицы и т.п. В 8-11-х классах, где урок, наоборот, не предполагает изобразительную деятельность, — вводятся практические занятия: рисование, лепка, создание панно, коллажей, дизайнерских проектов.
И наконец — выход изучения предмета за пределы школьных стен.
Как трудно современного подростка подвигнуть посетить музей?! Любой музей! Но как это сегодня необходимо! Речь идёт не об организованной классным руководителем экскурсии и даже не о семейном культпоходе. Мы говорим о самостоятельном посещении, спланированном самим ребёнком. В нашей гимназии в качестве обязательного зачётного задания учащиеся 7-11-х классов проходят музейную практику. Такая форма работы стала возможна после введения бесплатного посещения музеев Москвы для школьников! Ребятам предлагается посетить музейные экспозиции, выполнить творческую работу в определённом формате (публицистическая статья, рекламный пост, электронная презентация, видеоролик и т.п.) и выступить со спичем-презентацией перед классом.
Основная идея – посетить музей самостоятельно, а, по возможности, ещё и с друзьями или с семьёй. Один из учащихся в своём эссе написал, что «был горд собой, т.к. сумел спланировать время, выбрать оптимальный маршрут, сагитировать родителей совместно прикоснуться к прекрасному и вечному. И уж точно теперь понял, что монитор компьютера и виртуальные путешествия никогда не дадут такого моря ощущений, как соприкосновение с ЖИВЫМ искусством!».
Эффект: более 90% выпускников посетили ведущие музеи и актуальные выставки Москвы, развили навыки самоорганизации, освоили различные формы поиска и презентации информации, приобрели опыт публичного выступления. А для тех, кто в силу различных причин не смог очно посетить экспозицию, есть прекрасная возможность выполнить задание, используя виртуальную экскурсию, которая имеется на сайте практически каждого московского музея. Данная технология универсальна, т.к. применима для любой предметной области!
Вот так, используя имеющиеся «под рукой» ресурсы, возможно, не уходя из предмета, обеспечить метапредметность и междисциплинарность в образовании!